В декабрьском выпуске Лента.Ру оценивает дебютный альбом нового проекта Сергея Шнурова "Рубль", сольник лидера "Морального Кодекса" Сергея Мазаева, свежий диск ростовской группы "Фруктовый Кефир", пластинку белорусского коллектива Open Space, а также концертный сборник легендарного канадского прогрессив-трио Rush.
Сергей Владимирович Шнуров, как ни крути, один из важнейших героев нашего непростого времени. Он не только точнее прочих смог его запечатлеть, но и лучше остальных к нему приспособился.
В годину экономических катаклизмов и финансовых потрясений Шнур выступил с нетрадиционным антикризисным предложением: разогнал пусть еще приносивший барыши, но неотвратимо увядавший в творческом плане "Ленинград" и заиграл "фитнес-рок" на злобу дня в компактном панк-составе "Рубль" под лозунгами "Наш бог давно подох", "Люди любят доширак", "Платим натурой – сдачи не надо" и "Хочется сдохнуть, как хочется жить". И, как водится, снова попал в точку.
Слухи о выходе дебютного диска "Рубля" ходили еще с сентября, но Шнур и здесь не подкачал. Когда из-за катавасии с закрытием клубов сорвалась январская презентация пластинки в Питере, он сначала объявил, что вообще отказывается от выпуска альбомов и будет презентовать песни в виде аудиоколонок для "Большого города", а еще спустя сутки буквально вывалил все, что накопил для пластинки, в свободный доступ на сайт "Рубля" (сначала была 21 песня; к 28 декабря их количество выросло до 27). Предложено лишь название альбома ("Сдачи не надо") и рекомендованное количество треков (13); дальше каждый волен скомпоновать диск по собственному вкусу. Финальная ремарка к этой "модели для сборки" гласит – "Пиратское распространение приветствуется".
Выходит, у главного алкоголика страны самое трезвое отношение к окружающей действительности. И пусть в новой музыке Шнура нет принципиально "ничего нового", он в очередной раз доказал, что "круче всех".
Лидер "Морального Кодекса" Сергей Мазаев, очередной музыкант из справивших в 2009-м полтинник, преподнес себе на юбилей подарок нетривиальный. Насобирал по закромам чуток сольных работ для теле- и кинопроектов, присовокупил несколько любимых не своих песен и запечатлел все это вместе с VIP Zone Orchestra братьев Ивановых под джазовым соусом. И не только спел, но и подыграл на саксофоне, кларнете и флейте.
Общую концепцию получившегося диска нарушает лишь открывающий рок-н-ролльный трек "Запретный плод", по какому-то недоразумению затесавшийся в "Избранное" вместо последнего (или грядущего) альбома "Морального Кодекса", где ему самое место. А дальше в ход идут и переработка давнего мазаевского блюза "I'm Going", и пошловатая "Я люблю тебя до слез", известная по исполнению Александром Серовым, и небезынтересные версии "Ноктюрна" Муслима Магомаева и "Что так сердце растревожено" Тихона Хренникова, и непререкаемая джазовая классика "Fly me to the Moon" и "Strangers in the Night" (последняя, кстати, в русском переводе) и другие стандарты. Исполнение, что называется, на уровне, под стать произведениям, но вот трактовка в большинстве своем вышла довольно стандартной и малооригинальной, вплоть до того, что в некоторых моментах можно спрогнозировать сольные инструментальные партии.
Свинговый градус равномерен на всем протяжении диска, опытные музыканты не понижают (но и не повышают) этого безмятежного благополучия. Правда, ближе к концу, когда Мазаев сначала исполняет трек "Падай на кровать" авторства гитариста "Мумий Тролля" Юрия Цалера, а затем затягивает "Симону" Владимира Кузьмина и "Проститься" от Uma2rmaH, к первоначальной палитре ощущений примешивается нечто вроде отвращения.
На недавней церемонии раз за разом хорошеющей премии музыкального телеканала A-One ростовская группа "Фруктовый Кефир" была признана "Открытием года", что, конечно, дико и ни разу ни правда. Впервые коллектив имени строчки из песни "Машины Времени" проник в эфир пять лет назад (а основан был и вовсе в 2001-м) усилиями "Открытого проекта" на ТВЦ. Залихватская альтернатива а ля 90-е с песнями про белый шоколад и собачку по кличке Пружинка пришлась публике по вкусу, и уже вскоре "Кефир" выпустил дебютную пластинку и уверенно прописался на столичной клубной сцене.
Нынешний "Клетчатый альбом" – третье творение группы и оно в общем-то ничем не отличается от своих предшественников. Тот же рок, заимствующий понемногу от Red Hot Chili Peppers, Faith No More, Nirvana, Rage Against The Machine (даром, что у всех музыкантов за плечами консерватория и джазовое образование) и помноженный на веселую сумасбродную лирику, основанную на постоянной игре слов. Хотя есть одно нововведение: в одном из треков, ломая знакомый ландшафт, подпевают рэперы-земляки из "Касты". В остальном все как обычно, только хитов поменьше (абсолютный лишь один – "Всего ничего").
Участники коллектива любят называть свою музыку "оксюморон фанки-панк", добавляя, что "Фруктовый Кефир" – это всегда интрига и противоречие. Еще точнее творчество "Кефира" можно охарактеризовать строкой из одной из новых песен – "Дурака включу, приходи смотреть". Зрелище, достойное посещения.
Все уже давно привыкли к так называемому "белорусскому нашествию" на российский шоу-бизнес, равно как и к тому, что добрая часть этих самородков оказывается, довольно причудливой, с подковыркой, так сказать – вспомните хотя бы "Кассиопею", "Серебряную свадьбу", "Троицу", да того же "Ляписа Трубецкого".
Тем удивительнее появление в братской стране абсолютно стандартной банды, что называется, "без отклонений", играющей мощный и романтичный поп-рок для девочек, целью которого, по признанию самих участников, "является музыкальное порабощение людских сердец и душ".
В группе Open Space, действительно, все правильно от начала до конца. Любую из 11 песен их дебютного диска "Deal With Silence" можно ставить в эфир мейнстримовых радиостанций; каждая сделана профессионально и нестыдно, отточена до блеска и претендует на хитовость. Open Space пытаются выглядеть примодненными инди-рокерами, но у них куда больше общего, например, с такими представителями софт-рока 90-х как Matchbox Twenty, Train, Vertical Horizon, The Wallflowers, Semisonic и т.д. и т.п.
Вашему автору, если начистоту, такая музыка не нужна, она слишком проста, предсказуема и заточена под массы, но это обстоятельство никак не помешает Open Space обрасти тысячами, а может и миллионами поклонников.
Канадское прогрессив-трио Rush продолжает почивать на лаврах. После выпуска в 2006 году студийного альбома "Snakes & Arrows" группа порадовала поклонников еще двумя релизами, один из которых – записанный по итогам последнего концертного тура "Snakes & Arrows Live", а второй – продолжение серии "бестов" - сборник "Retrospective 3", собравший наиболее яркие номера за 1989-2008 годы. Помимо этого коллектив выпустил концертный DVD "Snakes & Arrows Live" и вот напоследок, чтобы окончательно перевернуть одну из самых достойных страниц почти 40-летней истории группы, канадцы выпустили (впервые в своей карьере) сборник, состоящий исключительно из концертных номеров. И дали ему говорящее (ибо кто как не Rush отрабатывают на концертах по полной) название "Working Men".
Компиляция состоит из 12 номеров, которые выбраны из трех последних концертных альбомов – уже упоминавшегося "Snakes & Arrows Live", а также "R30" (запись тура в честь 30-летия группы) и "Rush in Rio", выпущенного в 2003 году. Диск содержит исключительно "рашевскую" классику ("2112 Overture", "Freewill", "Closer to the Heart", "Tom Sawyer" и прочая) плюс пару песен ("Far Cry" и "One Little Victory" - единственная, ранее не изданная версия) с последних альбомов. Все эти треки поклонники канадцев знают наизусть, поэтому диск представляет для них скорее коллекционную, чем художественную ценность. Но вот для тех, кто мало знаком с творчеством Rush, но тем не менее интересуется всеми разновидностями хард-рока, диск будет приятным приобретением.
Как написал обозреватель Music-News.com Энди Сниппер, даже, если вы не относитесь к ярым фанатам Rush, "Working Men" станет для вас просто чертовски качественной "живой" пластинкой одного из лучших в мире концертных коллективов. С этим трудно поспорить, но все же хотелось бы, чтоб канадское трио поскорее начало работу над новым материалом, тем более что гитарист группы Алекс Лайфсон уже пообещал, что на следующем альбоме коллектив будет вовсю экспериментировать. По словам музыканта, не исключено даже привлечение к записи симфонического оркестра. Кстати, записывать новую пластинку Rush вроде как собрались с Ником Раскуленичем, который помогал им при работе над весьма успешным "Snakes & Arrows".