В конце декабря, кажется, завершились затяжные внутренние кризисы в Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова и Российской академии театрального искусства (РАТИ, она же ГИТИС). В обоих заведениях состоялись долгожданные выборы ректоров, и в обоих случаях на них победили те, кто до этого исполнял обязанности руководителей. Старейшую российскую консерваторию возглавил скрипач Сергей Стадлер, а старейший театральный вуз - проректор по научной работе Карина Мелик-Пашаева.
Кризис в петербургской консерватории разразился полтора год назад. Тогда, в июле 2008-го, Министерство культуры уволило предыдущего ректора - Александра Чайковского. Причиной стала финансовая проверка, которая выявила растраченные 15 миллионов рублей. Сообщалось, что при Чайковском ректорат необоснованно покупал цветы и алкоголь, незаконно выписывал стипендии, а также завышал сметы расходов при оплате работ подрядчиков. Кроме того, против ректора встал коллектив консерватории; нелишним будет напомнить, что Чайковского в 2005 году назначал еще Михаил Швыдкой и ради этого пришлось менять устав консерватории, который теперь не требует, чтобы вуз возглавлял его выпускник.
Министр Александр Авдеев назначил исполнять обязанности ректора прославленного скрипача и дирижера Сергея Стадлера. Однако вместо того чтобы положить конец кризису, это решение только усугубило его. У и.о. нашлись противники среди профессорско-преподавательского состава, которые выразили ему недоверие. После этого выборы ректора были перенесены, а затем отменены. В период обострения кризиса Минкульт успел уволить президента консерватории Станислава Гаудасинского. Был разогнан ученый совет, защищавший Чайковского, и созван новый, однако затем суд признал роспуск старого, "антистадлеровского" совета незаконным. Его члены пытались собираться и принимать решения, отстаивая кандидатуру Владислава Чернушенко, возглавлявшего консерваторию целых 23 года, вплоть до 2002-го.
Формально эта ситуация не разрешилась до сих пор: 21 декабря 2009 года, уже после выборов ректора, Городской суд Санкт-Петербурга подтвердил предыдущее решение районного суда, признававшего роспуск ученого совета незаконным. (Еще в сентябре Стадлер констатировал: "Фактически уже полтора года консерваторией руководит Октябрьский суд".) Тем не менее, кажется, петербуржцы уже встали на путь к выходу из кризиса: на выборах 16 декабря кандидатура и.о. ректора была единственной, и "за" проголосовал 261 человек при 40 против.
Стадлер ситуацию в консерватории описывал так: "у нас в вузе есть группа людей, занимающихся сутяжничеством". "Там всегда была группа людей (очень небольшая), которые действовали недостойно через такие средства, как дезинформация, запугивание коллектива, использование желтой прессы. И до сих пор они какие-то письма куда-то посылают... Этих людей совсем не уважают в консерватории", - заявил он же, уже будучи избранным. Похоже, консерватория в целом устала от кризиса - этим и объясняется необычайно высокая поддержка единственного кандидата на выборах. Стадлер подчеркивал, что ему чрезвычайно важно стать "выбранным" ректором, а не "назначенным", - хотя, как пишет "Время новостей", Министерство культуры даже предлагало ему снова изменить устав консерватории в сторону отмены выборов. В интервью "МК" новый ректор уже рассказал, какие задачи ему кажутся первоочередными: это, прежде всего, ремонт зданий консерватории к полуторавековому юбилею, который будут праздновать в 2012 году.
Неприятная ситуация в ГИТИСе, удивительно точно рифмовавшаяся с конфликтом в петербургской консерватории, сложилась в мае - когда Министерство культуры неожиданно для всех уволило ректора Марину Хмельницкую. Протест коллектива вызвало это, а также фигура, которая была выбрана на смену Хмельницкой: Юрий Шерлинг, выпускник ГИТИСа, танцовщик и хореограф, автор мюзикла "Черная уздечка белой кобылице", основатель Камерного еврейского музыкального театра - однако долгое время занимавшийся бизнесом, не имеющий преподавательского опыта и ученой степени. После назначения Шерлинга и.о. ректора вуз покинул Швыдкой, а решившие пока остаться преподаватели - в частности, Владимир Андреев, Алексей Бартошевич, Дмитрий Бертман, Сергей Женовач, Леонид Хейфец, - написали письмо Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину с просьбой разобраться в ситуации.
Впоследствии оказалось, что жертвой желания Министерства культуры сменить власть в РАТИ оказалась не только Хмельницкая, но и ставленник ведомства Шерлинг. Он продержался на посту и.о. всего полтора дня, после чего объявил, что отказывается от должности, сочтя "невозможным работать" в обстановке "давления и полной неразберихи". Кроме того, появилась информация, что Шерлинг и не собирался баллотироваться в ректоры, а был только "временным кризисным управляющим". В свою очередь Минкульту также пришлось объясняться и, в некотором смысле, оправдываться: чиновники задним числом выкатили список претензий, которые и стали причиной внезапного увольнения Хмельницкой. Впоследствии сообщалось, что нарушения были устранены вовремя.
В результате к выборам нового руководителя ГИТИС подошел с двумя кандидатами: проректором по научной работе Кариной Мелик-Пашаевой, ставшей и.о. ректора, и профессором кафедры менеджмента, продюсером, директором театра Et Cetera Давидом Смелянским. Для тех, кто подробно не отслеживал ситуацию в академии, фигура Смелянского наверняка оказалась сюрпризом. Однако и про Мелик-Пашаеву можно сказать почти то же самое: еще в мае Алексей Бартошевич, описав всеобщую гитисовскую радость после "бегства Шерлинга" ("сколь все это было прекрасно, утешительно и духоподъемно, сколь горды мы были за дорогой нашему сердцу институт, наш дом, нашу крепость, которую мы так доблестно отстояли"), сообщал, что и.о. не планирует баллотироваться в ректоры. Время, впрочем, расставило все по местам. Программы обоих кандидатов, и победившего, и проигравшего, обозрел журналист "Времени новостей" (явно, впрочем, склонявшийся на сторону Смелянского).
Впечатление от выборов в ГИТИСе создалось двойственное. С одной стороны, как резюмировал "МК", "обошлось без скандала", и ректором стал человек, более 20 лет работающий в РАТИ. С другой, на этом фоне удивляет количество сообщений в прессе о том, что на самом деле в ситуации с выборами не все благополучно. Так, обозреватель "Времени новостей" пишет, что сотрудники вуза как один не хотят публично говорить о выборах, опасаясь "неприятностей, ненужных обид, вынесения сора из избы". В той же статье сообщается и о некоем бывшем проректоре, который написал письма высокому начальству о финансовых нарушениях в академии. "Независимая" и вовсе пишет о ксенофобских настроениях в стенах вуза: ("Противники Мелик-Пашаевой, когда исчерпываются все аргументы... обращаются к последнему: нельзя отдавать институт в руки армянам... То же и со Смелянским... когда все аргументы исчерпаны, машут главным: ГИТИС - еврею?"). "Частный корреспондент" сообщает о финансовых трудностях в вузе. "В бухгалтерии мне говорили, что на счетах института вообще нет денег, нечем платить зарплату сотрудникам и оплачивать почасовку приглашенным специалистам", - сказал собеседник издания. Там же намекают на то, что РАТИ может лишиться одного из своих зданий в самом центре Москвы.
Так или иначе, а к Новому году конфликтные ситуации в двух уважаемых российских вузах можно считать исчерпанными - даже несмотря на то, что история о конце мучений ГИТИСа и консерватории не похожа на святочный рассказ.