Для интернет-бизнеса 2009 год был похож на американские горки - мало кто понимал, как кризис изменит деловой ландшафт. В конце концов практически все крупные игроки выстояли, а некоторые даже выпустили новые продукты. Такая воля к жизни достойна всяческого восхищения. Поэтому мы решили сделать некоторые компании и продукты лауреатами премии "е-бизнес 2009". Пусть список номинаций этой премии и станет итогом года в IT-отрасли.
Как это ни удивительно, но лауреатом в этой номинации становится еще до конца не оформленная сделка - поглощение компании Sun корпорацией Oracle.
Ее завершение может ознаменовать конец конкурента баз данных Oracle - MySQL, принадлежащей Sun. Фактически, сейчас судьба рынка БД зависит от решения чиновников Евросоюза, которые пытаются всеми силами сорвать сделку.
Несмотря на то, что Oracle обещает не трогать MySQL, злые языки утверждают, что корпорация готова выложить 7,4 миллиарда долларов просто за то, чтобы закрыть MySQL. Основатель последней уже бьет во все колокола, призывая пользователей уговорить еврочиновников не пускать Oracle на эту территорию.
Лауреатом в этой номинации, бесспорно, стала инвестиционная компания Digital Sky Technologies, принадлежащая Юрию Мильнеру, Григорию Фингеру и Алишеру Усманову.
К концу 2009 года DST принадлежало пять процентов Facebook. Более того, именно благодаря российским инвесторам появились первые оценки стоимости крупнейшей в мире социальной сети. По последним прикидкам, речь идет о 10-11 миллиардах долларов.
Говорят, сейчас DST ведет переговоры о покупке у AOL сервиса обмена мгновенными сообщениями ICQ. Если это произойдет, то, пожалуй, и в 2010 году придется вводить ту же номинацию - российская ICQ перепашет местный рынок мессенджеров, тем более что DST контролирует Mail.ru, а значит, и ближайшего конкурента "аськи" - Mail.ru@Агента.
Лауреатами в этой, несомненно, самой грустной номинации стали две социальные сети - MySpace и "Одноклассники". Первая - потому что переживает не лучшие времена и была вынуждена уйти с российского рынка.
Вторая - потому что курс на повальную монетизацию в долгосрочной перспективе оказался не самой лучшей идеей. Аудитория "Одноклассников" не растет. Ее по большинству показателей обходит молодая и агрессивная "В контакте".
Кроме того, "Одноклассники" так и не превратились в платформу - все, что они делают, это тиражируют свой опыт в разных странах мира - в том или ином виде они существуют, например, в Прибалтике и Польше.
В 2010 году на кону будет репутация Facebook - сети придется здорово постараться, чтобы вытеснить и "Одноклассников" и "В контакте" с этого рынка. Хотя в большинстве стран мира Facebook уже всех победил, российский опыт показывает, что здесь это будет непросто. В конце концов, на нашем рынке до сих пор все ищут Яндексом, а беседуют по ICQ.
В конце года корпорации Microsoft и Yahoo! объявили, что наконец-то заключили сделку. То, что два года назад начиналось как покупка всей Yahoo! за 40 миллиардов долларов, теперь съежилось до гораздо меньших масштабов.
Согласно договору, заключенному на десять лет, Microsoft поставит на Yahoo! свой поисковик Bing, а Yahoo! будет торговать рекламой - в том числе на некоторых интернет-активах Microsoft.
Переговоры длились так долго, что рекламщики даже попросили антимонопольщиков по возможности ускорить сделку. В 2010 году станет понятно, собираются ли партнеры заниматься бизнесом так же медленно, как и оформлять бумаги.
Совместно с Microsoft Yahoo! попытается подвинуть корпорацию Google, безусловно лидирующую на рынке контекстной рекламы. К сожалению, за это Yahoo! заплатит своей самостоятельностью, став зависимой от поисковика Microsoft.
В свою очередь, сама Microsoft провела нескучный год. Летом корпорация в одиночку вышла на Google со своим новым поисковиком Bing.
Все предыдущие попытки Microsoft прорваться на этот рынок терпели фиаско. Тем не менее, Bing оказался на удивление привлекательным сервисом. Его концепция - давать не ссылку, а сразу ответ на запрос - более понятна пользователям, чем технократический подход Google. Кроме того, дополнительные сервисы, от которых зависит такой наглядный "ответ", легко получить от партнеров.
Так, недавно Microsoft подружилась с поисковиком-вычислителем Wolfram Alpha, который умеет решать уравнения и обрабатывать вопросы, ответов на которые нет в Сети - например, показать, где на орбите будет находиться МКС завтра в полдень.
По некоторым направлениям Bing обгоняет Google - поисковик Microsoft первым включил в свой индекс записи Twitter, а также раньше объявил о новой концепции "визуального" поиска, оперирующего в выдаче не текстом, а картинками.
Тем не менее, пока Bing рядом с громадой Google выглядит задиристым стартапом - он меньше конкурента в десяток раз.
Компаний-героев в кризисные времена много. Но данную спецноминацию мы создали под заранее определенного лауреата - холдинг РБК, которому в 2008 году пророчили скорую гибель.
Несмотря на серьезные потери и не менее серьезные переговоры с кредиторами, РБК в его нынешнем состоянии, похоже, переживет и эту зиму, а страница RBC.ru как открывалась, так и будет открываться.
Чтобы чуть-чуть развеселить общественность, в уходящем году правообладатели гонялись по всему миру за крупнейшим торрент-трекером - The Pirate Bay.
Казалось бы, они добились всего, чего хотели. The Pirate Bay проиграл уголовное разбирательство. Его администраторам грозит год тюремного заключения. Сам ресурс оказался на грани разорения, так как кроме года лишения свободы суд назначил представителям The Pirate Bay крупный штраф.
Продать The Pirate Bay и тем самым легализовать его не получилось - более того, покупатель на этой сделке сам разорился и чуть ли не перестал существовать как юридическое лицо.
Наконец, торрент-трекер лишился файлов торрентов. К огорчению правообладателей, The Pirate Bay просто перешел на новейшие технологии, позволяющие обмениваться файлами без всяких торрентов. Теперь суд можно начинать заново - обстоятельства дела и вся доказательная часть потеряли актуальность.
Со злости правообладатели даже несколько раз осалили не того. Из-за них закрылся не один торрент-трекер, почти умер торрент-поисковик Mininova. Их коллег в IsoHunt суд уже признал пиратами.
Веселые старты, в которых правообладатели всегда будут отставать на полкорпуса, продолжатся в 2010 году.
Историческое событие в мире браузеров состоялось в декабре, на излете года. Firefox 3.5 обошел по доле рынка ранее лидировавший браузер Internet Explorer 7. Несмотря на то, что, вместе взятые, браузеры Microsoft все еще активно используются в 60 процентах случаев, теперь Firefox следует воспринимать всерьез - все-таки, как-никак, самый популярный браузер в мире.
Это качественный скачок - если раньше альтернативные браузеры в основном конкурировали с IE, то теперь они обратят внимание друг на друга. Например, Google Chrome пытается стать популярнее не только за счет продукта Microsoft, но и самого Firefox. Chrome позиционируют как самый быстрый браузер - то есть как соперника не медленному Internet Explorer, а всем остальным.
В Европе альтернативщики сообща победили Internet Explorer, заставив Microsoft предлагать при установке Windows несколько браузеров на выбор. Другими словами, рынком все чаще командуют браузерные меньшинства; они же испытывают новые технологии.
В 2009 году вышло очень много настольных и мобильных операционных систем - и новая Ubuntu с человеческим лицом, и предварительная версия Chrome OS, и недоделанная Jolicloud, и Android 2.0, и Windows Mobile 6.5.
Однако лбами столкнулись только две. Речь, конечно, идет о Windows 7 и Mac OS X 10.6. Обе не революционны, но очень удобны. Про обе говорят, что это просто доработанные до ума предыдущие версии. Обе бьют рекорды продаж.
Windows 7, надо сказать, вплотную приблизилась к Mac OS X по комфортности работы с компьютером. Восьмая версия Internet Explorer - первый браузер Microsoft, который не хочется сразу же сменить.
В свою очередь, Apple в Mac OS X 10.6 сделала все, чтобы расширить долю рынка за пределы психологически важного десятипроцентного барьера. И это, надо сказать, ей удалось.
Проигравших в этом противостоянии нет, и можно быть уверенным, что оно продлится не один год.
В номинацию "безумие года" попадают явления, вызывающие нездоровую ажитацию как у пользователей, так и у производителей. Несколько лет назад туда могли бы попасть блоги, Web 2.0, онлайновое видео и даже пришествие российского государства в Сеть.
2009 год был богат на подобные вещи - сойти с ума можно было от Facebook, Twitter, мгновенного поиска и многого другого. Мы выбрали самое серьезное расстройство - концепцию "облачных" сервисов.
Мысль о том, что можно отдать на хранение организациям, главной задачей которых является извлечение прибыли, все свои данные, с первого взгляда кажется эталоном безумия. Тем не менее, "облачные" сервисы активно развиваются, а пользователи покорно ждут, если "облака" отключаются от Сети на несколько часов.