От первого в рамках весенней сессии заседания Госдумы РФ можно было ожидать чего угодно, но только не обсуждения видеоигр. Однако спонтанность и непредсказуемость российских политиков иногда не знает границ. В среду, 13 января, член думского комитета по международным делам, депутат от фракции ЛДПР Валерий Селезнев неожиданно предложил внести в список экстремистских материалов игру Call of Duty. Фактически это означает, что самый популярный в мире шутер, бьющий все мыслимые и немыслимые рекорды продаж на протяжении последних нескольких лет, может попросту исчезнуть с прилавков российских магазинов.
В сообщениях информагентств не уточняется, идет ли речь о какой-то конкретной игре, или же обо всем сериале целиком. Сам депутат, по всей видимости, в вопросах, касающихся видеоигр, не силен, потому в его предложении "обратиться к Минюсту" фигурирует просто проект Call of Duty. Но если судить по тому, как Селезнев описал возмутивший его шутер, в руки к нему попалась последняя часть сериала, Call of Duty: Modern Warfare 2.
Либерал-демократа возмутило уже то, что в игре множество "детализированных сцен насилия". По его словам, только за это Modern Warfare 2 можно причислить к пропаганде экстремизма и насилия. "Но ее авторы пошли дальше", - продолжил Валерий Селезнев. Он поведал коллегам о том, что на одном из уровней геймер может принять участие в "уничтожении пассажиров российского аэропорта и убийстве сотрудников спецназа ФСБ". Председателя Госдумы Бориса Грызлова рассказ члена ЛДПР впечатлил: спикер заявил, что Селезнев поднял "очень важный вопрос", и поручил депутату "готовить протокольное поручение и раздавать его в зале".
Отвлечемся ненадолго от российских политиков и вернемся на пару месяцев назад - так будет проще разобраться в ситуации. В конце октября, приблизительно за две недели до релиза Modern Warfare 2, состоявшегося 10 ноября, в интернет попал видеоролик, в котором демонстрировалось сцена расстрела безоружных людей в аэропорту.
Представителям издательства Activision не оставалось ничего, кроме как подтвердить утечку. Да, действительно, в Modern Warfare 2 будет такая миссия. Нет, проходить ее не обязательно - можно пропустить. Нет, не вся игра посвящена стрельбе по гражданским; это лишь небольшая сцена, которая не отражает сути всего проекта. На этом все и успокоились. Ну или почти все.
Российские геймеры после таких новостей поневоле стали беспокоиться о судьбе Modern Warfare 2 в нашей стране. Волнение это было небезосновательным. В недоразвитой России, где до сих пор не существует полноценной рейтинговой системы для подобной развлекательной продукции, а на европейскую PEGI всем наплевать, с шутером могло произойти что угодно. Первое подтверждение того, что с новой частью Call of Duty не все гладко, появилось на московском "ИгроМире" - издательство Activision игру на выставку попросту не привезла.
Ближе к релизу игры начала поступать самая разнообразная информация. Пристальней остальных за судьбой Modern Warfare 2 в России следили журналисты сайта gotPS3, собиравшие как вполне достоверные сведения, так и откровенные слухи. К последним можно отнести, например, непонятное заявление, которое якобы сделали в пресс-службе МВД РФ по поводу выхода новой жестокой игры. Вряд ли это было на самом деле, и чуть позже мы объясним, почему.
Релиз Call of Duty: Modern Warfare 2 в России все же состоялся. В продажу поступила версия игры для PC, подвергнутая цензуре. Из шутера выбросили пресловутый уровень No Russian - тот самый, где геймеры получают возможность устроить теракт в аэропорту. О версиях Modern Warfare 2 для PlayStation 3 и Xbox 360 не было известно ровным счетом ничего. Ходили слухи, что копии были отозваны прямо из магазинов чуть ли не в самый последний момент. Дата российского релиза консольных версий шутера несколько раз менялась, а потом и вовсе превратилась в пространное TBA. Иными словами - ожидайте ответного гудка дальнейших объявлений.
Приблизительно через неделю по западным сайтам поползли слухи, что непонятная ситуация с Call of Duty в России - следствие давления местного, то есть нашего правительства. После этого представители издательства Activision уже не могли молчать. Они выступили с официальным заявлением, в котором отметили, что решение выпустить Modern Warfare 2 в России только на PC и только с цензурой было принято внутри самой компании. Никакая политика тут ни при чем. Просто, как уже говорилось чуть раньше, в нашей стране нет беспристрастной системы возрастных рейтингов, и в Activision решили не рисковать.
Выход в этой ситуации оставался, и не один. Во-первых, любители пиратства начали качать игру через торрент-трекеры. Во-вторых, ближе к концу ноября некоторые интернет-магазины начали продавать копии консольных версий Modern Warfare 2, привезенные из заграницы. В частности - из Азии. От обычных они отличаются только обложкой на корейском языке; сама игра - на английском и без всякой там цензуры. В-третьих, через некоторое время русские версии шутера для консолей появились в магазинах Казахстана, Белоруссии и Украины. Очевидно, это те партии дисков, которые предназначались для российских магазинов, но так и не добрались до прилавков.
А теперь обратно к политике. Запрет Call of Duty в России - не единственное, чего попросил депутат Селезнев. Патриотично настроенный политик выразил мнение, что прокуратура и ФСБ должны изучить деятельность компании, официально распространяющей игру в нашей стране. По всей видимости, Селезнев надеется, что спецслужбы смогут найти злой умысел в действиях дистрибьютора. И надеется напрасно.
В России игру Modern Warfare 2 распространяет компания "1С-СофтКлаб". И, насколько нам известно, всю сложность сложившейся ситуации там понимают очень хорошо. В официальном заявлении, которое было распространено после выступления Валерия Селезнева, отмечается, что уровень No Russian действительно не подходит для российской аудитории. Этот вопрос представители "1С-СофтКлаб" обсуждали непосредственно с издательством Activision. В результате этих переговоров дистрибьютору пришлось пойти на неоднозначные, но необходимые меры.
В игре для PC ввели цензуру, а вот удалить злосчастный уровень из консольных версий по техническим причинам не удалось. Поэтому в Россию они вообще официально не поставлялись. Эту информацию подтвердили и в компании Microsoft, к которой Лента.Ру обратилась за комментариями. Директор Департамента по продвижению программно-аппаратных развлекательных платформ российского подразделения компании Алексей Бадаев отметил, что версия Modern Warfare 2 для Xbox 360 попала в Россию благодаря пиратству. "Мы надеемся, что наши власти не обойдут своим вниманием нелегальных распространителей игр и программного обеспечения."
Директор "1С" Борис Нуралиев в прямом эфире радиостанции "Русская служба новостей" (РСН) также посетовал на пиратство. Помимо этого он подчеркнул, что компания, несмотря ни на что, не может повлиять на так называемый "серый импорт" - лицензионные копии игр, которые привозят из других стран. В компании рассчитывают, что результатом обсуждения в Госдуме ситуации с новой Call of Duty станет усиление мер по борьбе с контрафактом. Но почему-то кажется, что депутат ЛДПР хотел добиться немного другого.
К слову, сам Валерий Селезнев в интервью РСН признался, что про игру он узнал от сына. "Мой ребенок был возмущен, он подошел ко мне и сказал: ты знаешь, папа, вот такое предлагается", - цитируют депутата журналисты. По убеждениям Селезнева, "нельзя стрелять в русского солдата, в русского офицера, в русского человека - ни в кого нельзя стрелять". С одной стороны - правильный и патриотичный подход к воспитанию ребенка. Но с другой...
Возникает вопрос - а как, собственно, в руках сына депутата Госдумы оказалась игра, которая официально в России не продается? Было бы понятно, если бы Селезнев говорил просто о высоком уровне жестокости в шутере. Но ведь он рассуждает об уровне, который русские геймеры в принципе не должны видеть. В некоторых изданиях уже появился риторический вопрос - а не пиратской ли копией пользовался ребенок депутата?
Также было бы интересно узнать, сколько лет отпрыску Валерия Селезнева. Согласно информации, опубликованной на сайте еженедельника "Коммерсант-Власть", у депутата двое сыновей. "Он у меня растет на тех же принципах и взглядах, которые я проповедую", - сказал депутат. Можно считать это гаданием на кофейной гуще, но слово "растет" обычно не используют по отношению к совершеннолетним детям. Здесь уже уместным будет поинтересоваться, а не играл ли сын Селезнева в игру, попросту не подходящую ему по возрастному рейтингу?
В любом случае, предложение запретить игру "Колл оф Дьюти - Модерн Ворфайр-2" (такое название используется в заявлении на сайте депутата) в России и проверить деятельность "1С-СофтКлаб" выглядит попросту абсурдным. Просто потому, что дистрибьюторы сделали все от них зависящее для того, чтобы поводов придраться просто не было.
Издательство Activision вся эта возня вокруг Modern Warfare 2 в России, кажется, не волнует вовсе. Компания приняла решение, а как будут разбираться между собой политики, дистрибьюторы и пираты - их личное дело. В мире доходы от продаж игры превысили отметку в миллиард долларов. И, положа руку на сердце, большинству геймеров откровенно до лампочки, кто и кого там убивает.
Забавно, насколько сильной должна быть сцена, насколько противоречивым должен быть развлекательный продукт, чтобы на него обратили внимание российские власти. В Call of Duty: World at War, на секундочку, втихаря переписывается история Второй мировой войны. Но никого это почему-то не возмущает. Возможно потому, что сыновья других депутатов понимают простую вещь - это всего лишь развлечение. Для того чтобы сделать игру интересной и красивой, иногда можно преувеличить, иногда сделать решительный шаг и шокировать публику. Последняя от этого только выиграет.
Есть еще один непонятный момент, который требует пояснения. Во многих других играх геймеры убивают американцев, африканцев, испанцев, немцев. Да что далеко ходить - в той же Modern Warfare 2 есть уровни, где героям необходимо сражаться с бразильскими ополченцами. Только депутаты относятся к этому на удивление спокойно. Не хочется передергивать, но все же в данном конкретном случае получается, что Госдума оставляет за собой право решать, кого можно убивать, а кого нет. Хотя такого права этой структуре, вроде бы, никто не давал. Решать, кто будет врагом, а кто другом, должны лишь авторы художественного произведения.
И вообще, что же будет дальше? Тут на подходе шутер Battlefield: Bad Company 2, в котором фигурирует Россия. Запретим? Или вот, к примеру, Dante's Inferno - экшн, созданный на основе первой части "Божественной комедии" Данте Алигьери, которая носит название "Ад". Он же может оскорбить чувства верующих! А гоночный симулятор Gran Turismo позволяет передвигаться по трассам без соблюдения скоростного режима, провоцируя геймеров на опасное вождение в реальной жизни. А уж про скрытую пропаганду наркотиков в шутере BioShock, где главный герой может пользоваться сверхъестественными способностями, даже и вспоминать не стоит.
Такими темпами можно запретить вообще все, что заблагорассудится. Даже миролюбивого итальянского водопроводчика Марио и его брата Луиджи. А что? Там же явный гомосексуальный подтекст - двое мужчин в разноцветных трико путешествуют по миру под фальшивым предлогом "спасти принцессу". Вот тут некоторые уже и зашифрованное подтверждение подобной догадки обнаружили в названии.
На всякий случай: два предыдущих абзаца - это сарказм. Все это к тому, что нашим политикам стоило бы поменьше внимания уделять надуманным проблемам и сосредоточиться на решении более важных задач. А если уж решили навести порядок в российской игровой индустрии... Стоп. А в стране других проблем что ли нет? Может, как раз в игровую индустрию лезть вообще пока не надо? А то получается, что депутаты периодически устраивают какие-то тщетные "крестовые походы", которые все равно ни к чему не приводят.
P.S. На первом заседании Госдумы в рамках весенней сессии другой член ЛДПР, председатель партии Владимир Жириновский сделал вполне разумное, в отличие от своего коллеги, предложение. Он заявил, что численность депутатов легко можно сократить в два раза. Все равно пользы никакой, только кнопки нажимают. А так будет экономия. Глядишь, с таким подходом и странные идеи в головы депутатов станут приходить реже.
Максим Мишин