Россия
13:00, 15 января 2010

За это и выпьем Россия победит пьянство за десять лет

Ярослав Загорец

Через десять лет все в нашей стране будет по-другому. Не сразу, конечно, но шаг за шагом мы сократим количество выпиваемого алкоголя - сначала на 15 процентов, а потом и на все 55. Затем мы займемся спортом и станем меньше болеть. Умирать мы тоже будем меньше - а все потому, что бросим пить. И вот тогда - в 2020 году - Россия наконец придет к состоянию, о котором в 2010 году мечтает ее правительство.

Наверняка каждый (каждый второй, четвертый, десятый) россиянин хоть раз обещал себе с Нового года что-нибудь перестать. Перестать есть на ночь, перестать смотреть телевизор, перестать ругаться матом. Перестать пить, наконец. И каждый раз не сдерживал свое обещание, усаживаясь с банкой холодного пива и вкусным бутербродом с майонезом перед вечерним сериалом.

Из всех человеческих пороков алкоголизм неизменно был самым разрушительным, особенно для нашего соотечественника. Руководство России всегда смотрело на своих слабовольных граждан с нескрываемой болью - как родная мать, у которой при виде непутевого сына сердце обливается кровью. Несколько раз государство даже делало попытки принудить граждан к трезвости - раз уж они сами не могут взять себя в руки.

Первым на этом споткнулся Николай II, запретивший в 1914 году торговлю спиртными напитками. "Сухой закон" продлился недолго - всего-то до 1917 года. Революция, понятное дело, строго трезвого образа жизни не предполагала, как и Великая Отечественная война, пришедшая в страну через два десятка лет. По окончании этих катаклизмов государство делало попытки победить вечную беду русского человека, но так и не сумело.

Атака на алкоголизм 1972 года запомнилась своей строгостью (подорожавшую водку продавали только с 11 утра) и бесполезностью: советский человек уговорам не внял и воспринял посягательство на свой "культурный отдых" враждебно. Последующие повышения цен на спиртное также оказались напрасными, поскольку продолжавшие пить граждане обратили все в шутку: "Будет водка стоить восемь - все равно мы пить не бросим, передайте Ильичу: нам и десять по плечу".

Самый известный "крестовый поход" на алкоголизм начался в 1985 году. Он шел с использованием хорошо запомнившихся, но совершенно непопулярных горбачевских мер, таких как вырубка виноградников, отлов пьяных на улице и вырезание из фильмов застольных сцен. При этом, несмотря на ненависть граждан к "сухому закону", определенный результат эта кампания все же принесла - количество преступлений на почве пьянства сократилось, а смертность среди населения немного снизилась.

Современные руководители тоже решили не отставать и на исходе второго десятилетия существования Российской Федерации придумали свою антиалкогольную кампанию. 12 августа 2009 года президент Дмитрий Медведев провел специальное совещание, на котором объявил о том, что алкоголизм приобрел в России характер национального бедствия. Борьбу за стремительно спивающееся население было поручено вести правительству, и аккурат после похмельных новогодних каникул оно представило стране концепцию, по которой россиянам предстоит прожить ближайшие 10 лет.

Кампания разбита на два этапа. Первый начнется уже вот-вот и продлится до 2012 года. В рамках него правительство планирует ужесточить требования к розничной продаже алкогольной продукции, в том числе - что важно - слабоалкогольной. Ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним, равно как и за другие нарушения в сфере производства и оборота спиртосодержащей продукции, будет усилена.

К тому же алкоголь подорожает.

Кроме того, государство видит своей обязанностью не только ужесточать и запрещать, но и заниматься профилактикой алкоголизма, то есть агитацией за здоровый образ жизни. Для этого в каждом регионе "с учетом специфики (доли сельского населения, обычаев и традиций)" будут разработаны некие специальные программы. Что это значит, концепция не разъясняет, поэтому ждать можно чего угодно - от совершенно бесполезных плакатов типа "Пьянству - бой!" или "Папа, не пей!" до куда более массированных атак на гражданское сознание.

Правительство ожидает от первого этапа довольно серьезных результатов - снижения потребления алкоголя (на 15 процентов) и снижения уровня смертности. Затем начнется работа в рамках второго этапа, более длительная и более сложная.

Этот этап растянется с 2013 по 2020 год и будет включать в себя "реализацию программ по формированию традиции здорового образа жизни", развитие спорта и физкультуры, а также создание специальной инфраструктуры: реабилитационных и психологических центров для работы с населением, в которых помимо всего прочего будут готовить специалистов-психологов.

Поистине наполеоновским видится стремление правительства сократить к 2020 году не только потребление алкоголя более чем наполовину (55 процентов), но и полностью ликвидировать нелегальный алкогольный рынок.

Несмотря на общий довольно смелый (скептики скажут "утопичный") тон концепции, в ней много здравых мыслей. Предполагается, что за десять лет в России будет сформирована культура употребления алкоголя, начисто отсутствующая сегодня. Планируется повысить трудовую занятость и мотивацию к труду жителей малых городов и сельской местности - самой пьющей категории граждан; также их обеспечат культурным досугом. Что тут имеется ввиду, не совсем ясно, но упор явно делается на физическую активность.

С советских времен известно, что спорт - помощник в труде и учебе; теперь он будет еще и спасать от "зеленого змия". Вероятно, правительство понимает, что для этого необходимо создать доступную спортивную инфраструктуру - не сочинские стадионы и дворцы спорта, а банальные "коробки" в каждом дворе, на которых зимой будут регулярно заливать катки; велосипедные дорожки, на которые будет не страшно выехать; футбольные поля - пусть небольшие, но зато в каждом спальном районе. В противном случае все потуги по "формированию традиций здорового образа жизни" - не более чем фикция.

Если правительство всерьез ввяжется в эту кампанию, ему будет невыносимо тяжело. Исторические традиции в России таковы, что любая антиалкогольная программа государства встречает совершенно негативную реакцию гражданских масс, которые не терпят поучительного тона и снисходительного отношения к себе. Поэтому медведевско-путинское начинание заведомо обречено на провал, если будет основываться на советских методах и стереотипах, когда водка дорожала, но ее все равно покупали, а вся агитработа сводилась к рисованию на плакате асоциального элемента с красным носом.

Нельзя забывать и о финансовой стороне дела. Во сколько обойдется воплощение в жизнь уже второй российской "Стратегии 2020", пока никто не говорит; нет цифр и в представленном правительством документе. Однако можно не сомневаться, что речь идет о миллиардах рублей - кампания долгосрочная и не самая простая. Ее протяженность также не может не беспокоить борцов с коррупцией, поскольку желающих разворовать "трезвые" деньги найдется немало.

В то же время если государству удастся реализовать хотя бы половину задуманного, ее инициаторы (и без того уже немало отличившиеся перед согражданами) войдут в историю. И тогда можно будет браться за искоренение новых пороков. Например, поедание сладкого после шести.

< Назад в рубрику