Россия
15:49, 19 января 2010

Россия-282 Генпрокуратура изучит фильм Павла Бардина о скинхедах

Валерий Панфилов

В начале 2009 года фильм Павла Бардина "Россия-88" был одной из самых скандальных и обсуждаемых тем: про него писали в газетах, спорили в блогах, в киноклубах, на кухнях. В феврале на фестивале "Дух огня" жюри вроде бы собиралось дать фильму первую премию, но после звонка "сверху" ограничилось специальным призом. В апреле кинотеатр "Ролан" неожиданно отказался от премьерного показа "России-88", на который, к тому же, зачем-то пригнали автобус ОМОНа. Потом была затянувшаяся интрига с получением прокатного удостоверения, но она в конце концов разрешилась в пользу создателей фильма. Спустя почти год никаких формальных ограничений на прокат "России-88" нет. Однако у правоохранительных органов все еще остаются претензии к картине.

С точки зрения сценария, "Россия-88" - это, по словам самого Павла Бардина, "история Ромео и Джульетты, повернутая на Тибальта". С точки зрения режиссуры - псевдодокументалистика (mockumentary): быт и "подвиги" группировки наци-скинхедов сняты как бы одним из них на любительскую камеру. Там есть и обыкновенное "хоум-видео", и агитационные ролики для YouTube, и интервью с прохожими ("Как вы относитесь к лозунгу "Россия - для русских"?" - эти интервью, кстати, не псевдо-, а самая что ни на есть настоящая документалистика). Несмотря на отдельные сюжетные перегибы (которые можно пересчитать по пальцам одной руки), этот фильм - едва ли не самый точный "мгновенный снимок" современного русского нацизма.

Создатели фильма с предельной ясностью заявляют о его антифашистской направленности. Да даже если и не знать об этих заявлениях, не читать интервью Павла Бардина и исполнителя главной роли Петра Федорова и не ходить на сайт фильма, надо быть абсолютно глухим к художественным высказываниям, чтобы принять "Россию-88" за нацистскую пропаганду.

Тем не менее, такие люди нашлись. Причем не только среди несформировавшихся и ничего сложнее "Самого лучшего фильма" не смотревших подростков, но и среди взрослых, образованных и состоявшихся людей - сотрудников правоохранительных органов как минимум в двух регионах страны. В декабре 2009 года в Самаре дело даже дошло до суда, который должен был определить, разжигает ли "Россия-88" межнациональную рознь (статья 282 УК РФ), является ли она экстремистским материалом и, стало быть, следует ли этот фильм запретить.

Суду было представлено шедевральное заключение лингвистического исследования (файл PDF, 5 МБ), подготовленное профессором кафедры русского языка, культуры речи и методики их преподавания Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, доктором педагогических наук Шамилем Махмудовым. Профессор прилежно разбирает чуть ли не каждый эпизод фильма, всякий раз обнаруживая, что герои "России-88" - нацисты, последовательно отстаивающие и продвигающие свои убеждения. Ни один отдельный эпизод не содержит внятного и убедительного антифашистского высказывания, тогда как нацистских высказываний - предостаточно, и они вполне убедительны.

По поводу этой экспертизы Павел Бардин заметил в беседе с "Коммерсантом", что эксперт перепутал позицию героев с позицией авторов. Действительно, Махмудов даже не попытался воспринять "Россию-88" как цельное авторское высказывание, в котором трагическая развязка расставляет совершенно недвусмысленные акценты: идеи ненависти и насилия порочны и ведут в жизненный тупик, даже если ты неглуп и крепок телом и духом. Для Махмудова же фильм остался просто набором "речевых ситуаций".

Есть, впрочем, версия, что на самом деле к "России-88" придираются вовсе не из-за разжигания межнациональной розни. По неофициальной информации, кому-то "наверху" сильно не понравилось, что в фильме фигурирует портрет Гитлера, на обратной стороне которого - портрет Путина. И еще не понравился эпизод с визитом в скинхедский подвал некоего высокопоставленного чиновника (в исполнении Андрея Мерзликина), который предлагает нацистам "крышу".

Так или иначе, 14 января 2010 года самарская прокуратура отозвала свой иск о признании "России-88" экстремистским фильмом. Как выяснилось, дело забрала себе Генпрокуратура. Пресс-секретарь ведомства Марина Гриднева рассказала "Коммерсанту", что еще в каком-то регионе (она не уточнила, в каком именно) была проведена еще одна экспертиза и выводы специалиста, проводившего его, не вполне совпадают с выводами профессора Махмудова. Так что Генпрокуратура решила сама разобраться с "Россией-88", возможно, проведя собственную экспертизу. Обещают управиться быстрее, чем за месяц. Ожидая результатов, хотелось бы пожелать, чтобы Генпрокуратура увидела в фильме не только отдельные "речевые ситуации".

...Когда "Россия-88" только появилась, главный спор вокруг нее сводился к вопросу, можно или нельзя показывать ее широкому зрителю. Одни говорили: это жесткое, проблемное, "бьющее по мозгам" кино, и показывать его обязательно надо, чтобы общество вздрогнуло, ужаснулось и задумалось. Другие возражали: это слишком тонкое, слишком непрямое художественное высказывание, неподготовленный зритель может не уловить антифашистского посыла, поэтому кино это слишком опасное и показывать его не стоит. Нельзя даже по-человечески сочувствовать нацистам, говорили эти вторые. Осуждение и развенчание должно быть более очевидным, прямолинейным и ярким. Нельзя полагаться на способность аудитории "считывать" не предъявленный непосредственно смысл. Это слишком сложно. Публика не готова. Она не поймет.

Что ж, если публика наша и впрямь так плоха, то прежде всего надо прятать от нее не "Россию-88", а рассказ Антона Павловича Чехова "Злоумышленник".

< Назад в рубрику