В последний день 2009 года российский Минюст зарегистрировал приказ Минэкономразвития, определяющий требования к федеральным сайтам. Другими словами, в документе описывается, какие минимальные удобства должен предоставлять гражданину любой федеральный госресурс.
Приказ вступил в силу в начале января, и если он будет исполняться, то уже через несколько месяцев унылая государственная рунетовская реальность необратимо изменится. Это чуть ли не первый правительственный документ о Сети, хотя и содержащий неточности, но не вызывающий стойкого отторжения у пользователей интернета.
Для пущего эффекта читать приказ следует, держа перед внутренним взором усредненный государственный сайт.
Итак, представим себе, что вся информация доступна на сайтах государственных служб круглосуточно. Она не зашифрована и не защищена, ее можно скачать автоматически, чтобы, например, разработать приложение или веб-сервис.
Для получения данных не надо ничего вводить или регистрироваться. Любые из размещенных данных можно получить не более чем в пять кликов. В заголовке каждой страницы должна стоять осмысленная надпись, а адрес должен быть удобочитаем.
Документы показываются в формате, обеспечивающем нормальную работу с текстом. Никаких отсканированных копий (только в виде дополнительного материала). Сквозной поиск. Нетекстовые файлы можно скачать. Все это работает без перебоев, разрешается не более 4 часов офлайна в месяц.
Кроме того, чтобы удовлетворить любопытство граждан, чиновники должны будут повесить на сайты счетчики и выдавать информацию о посещаемости. Их сайты также должны правильно отображаться во всех браузерах, причем даже с отключенными картинками. С июля работы чиновникам прибавится. Сайты должны будут внедрить электронную цифровую подпись в свои документы.
Всего этого, конечно, с началом года не появилось. Как правильно пишут в ЖЖ-сообществе "Информация для всех", ни один официальный сайт федерального органа исполнительной власти не соответствует требованиям даже наполовину. С известным пессимизмом предполагается, что в обозримом будущем ситуация не изменится, так как ведомства читать подзаконные акты не любят.
На деле, конечно, никто не думает, будто профессиональные бюрократы изучают HTML-верстку и настраивают веб-сервер, чтобы обеспечить, например, "ведение электронных журналов учета операций". Этим занимаются подрядчики, которые согласуют проекты веб-ресурсов с заказчиком.
Таких подрядчиков должны выбирать на открытых конкурсах. Однако зачастую победитель предопределен, впрочем, как и платформа, на которой строится вся онлайновая инфраструктура ведомства.
Раньше у чиновников не было бумаги, по которой они могли бы проследить за ловкими подрядчиками. Теперь эта бумага есть. Раньше у подрядчиков не было возможности без предварительного сговора с будущим заказчиком понять, что требуется ваять и в каких масштабах.
Приказ за номером 15949 дает им эту возможность вместе с прототипом технического задания. Государство как бы говорит нам - именно этого мы хотим для всех сайтов, прошлых, настоящих и будущих. Это настолько непривычный и здравый подход, что к нему еще не все привыкли.
Так, в коллективном IT-блоге "Хабрахабр" 21 января появилась забавная запись. Автор утверждал, что его команда получила возможность повлиять на крупный госсайт - вплоть до создания дизайна, разработки навигации и качественной идеологии проекта. Он спрашивал, чем, собственно, плохи плохие чиновничьи сайты, чем хороши хорошие и какими должны быть дизайн и функции, которые его команда собирается делать.
Сообщество быстро придумало множество функций - поддержку RSS, интеграцию с Twitter, отправку жалоб и их отслеживание, исправление орфографических ошибок, поиск, не говоря уже о большой кнопке "Написать письмо президенту". Особо запоминается в этом обмене мнениями рассказ о проверке действительности паспорта на сайте ФМС, результатом которой было сообщение "500 Internal server error. java.lang.OutOfMemoryError".
Любопытно, что ни один из айтишников, которые традиционно рекомендуют читать инструкции, не выступил с таким советом. Не погуглили руководство.