Авиахолдинг "Росавиа", самый амбициозный российский проект в гражданской авиации 2000-х, приказал долго жить. Компания, на базе которой планировалось создать "Росавиа", ликвидируется за ненадобностью, а чиновники ищут, кому бы передать активы перевозчика. "Росавиа" стала жертвой амбиций и неспособности чиновников договориться.
Планы чиновников и госкорпорации "Ростехнологии" в отношении "Росавиа" в 2008 году были наполеоновскими. На рынок обещали вывести авиационного монстра похлеще "Аэрофлота". Перевозчик должен был к 2013 году перевозить по 20 миллионов человек в год – вдвое больше нынешнего лидера по авиаперевозкам в России. Но прошло два года, а "Росавиа", как самолет из анекдота, у которого поочередно отвалились двигатели, крылья и шасси, - летит не пойми куда и зачем. Вернее, совсем не летит.
Подобный финал "Авиалиниям России", как изначально планировали назвать перевозчика, обещали с самого начала. В 2008 году, когда экс-гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов назвал "Росавиа" "пузырем", он вряд ли сделал это в сердцах. Слишком уж далека от реальности была идея "Ростехнологий" от практического воплощения. Холдинг "Росавиа", как когда-то и предсказывала "Лента.Ру", стал долгостроем, а теперь и вовсе находится в шаге от того, чтобы полностью раствориться в составе своих конкурентов.
"Росавиа", напомним, должна была прийти на замену разорившемуся авиаальянсу AiRUnion. В сентябре 2008 года, когда на российском рынке авиаперевозок случился нешуточный кризис, госкорпорация "Ростехнологии" казалась рыцарем на белом коне. Новый амбициозный собственник активов обанкротившегося AiRUnion, казалось, не только способен спасти альянс, но и вообще поднять всю отрасль. Спорили лишь о том, кого еще подомнет новый "джаггернаут" российской авиации.
Собственно, "Росавиа" в "базовой" комплектации и являлась холдингом AiRUnion, хотя позднее конфигурация перевозчика значительно изменилась. Альянс прирос ГТК "Россия" и еще парочкой госпредприятий, а некоторые компании-банкроты AiRUnion, напротив, отправились в небытие. Формирование "Росавиа" шло ударными темпами.
Проблемы у "Росавиа" начались как раз из-за спешки при создании холдинга. Авиакомпании альянса AiRUnion, которые передали "Ростехнологиям", были обременены значительными долгами. "КрасЭйр", основной перевозчик альянса, и вовсе обанкротился.
Половина авиакомпаний, которые должны войти в "Росавиа", до сих пор не акционированы, а у ГТК "Россия" (на нее переложили статус ключевой авиакомпании будущего холдинга) - набралось долгов на 8 миллиардов рублей. Кроме того, "Россию" желает заполучить, хотя бы частично, правительство Санкт- Петербурга, которому уже принадлежит "Пулково" – базовый аэропорт для ГТК "Россия".
Не вовремя госкорпорация осталась и без партнера по "Росавиа". После переговоров, которые длились год, правительство Москвы, контролирующее авиакомпанию "Атлант-Союз", фактически отказалось вести переговоры с "Ростехнологиями". В результате провала переговоров с мэрией Москвы "Росавиа" осталась не только без принадлежащего столице аэропорта "Внуково", но и без финансового взноса. Между тем, в "Ростехнологиях" на эти средства рассчитывали, ведь на эти деньги можно было бы поправить дела альянса.
Именно московская мэрия должна была получить 49 процентов нового перевозчика, для чего "Ростехнологии" и создали ОАО с незатейливым названием "Авиакомпания". Теперь это юридическое лицо, как утверждает газета "Ведомости", ликвидируется за ненадобностью.
Не успели "Ростехнологии" анонсировать создание "Росавиа", как неожиданно зашевелился "Аэрофлот". Компания заявила, что намерена приобрести S7 ("Сибирь"), своего ближайшего конкурента, испытывавшего значительные трудности с рефинансированием своего долга. Это в перспективе выровняло бы позиции "Аэрофлота" и "Росавиа" на рынке. Поглощение "Аэрофлотом" конкурента выглядело вполне возможным, ведь блокпакет акций S7 принадлежит государству, а все остальное на тот момент находилось под залогом в Сбербанке по кредитам.
Наталья и Владислав Филевы, владельцы S7, утверждали, что не намерены расставаться с перевозчиком, несмотря на долги. И действительно: конфигурации возможной сделки "Аэрофлота" с S7 много раз обсуждались в СМИ, но сама сделка так и не состоялась. За 2009 год S7 скатилась на третье место в рейтинге крупнейших авиаперевозчиков России, зато ее собственники смогли рефинансировать кредит перед Сбербанком и вернуть авиакомпанию.
"Аэрофлот", в свою очередь, нашел себе новый, неожиданный объект для поглощения – саму "Росавиа". Поддержку в этом вопросе крупнейшему перевозчику страны оказывает министр транспорта Игорь Левитин, который возглавляет совет директоров "Аэрофлота".
В случае, если "Аэрофлот" получит авиационные активы "Ростехнологий", то мечта чиновников осуществится. Перевозчик не только в четыре раза оторвется от "Трансаэро", ближайшего конкурента по объему пассажироперевозок, но и станет одной из крупнейших авиакомпаний на европейском рынке. Для этого "Аэрофлоту" достаточно выкупить блокпакет собственных акций у предпринимателя Александра Лебедева, который, судя по всему, будет только рад от них избавиться. Проект "Росавиа", однако, будет моментально похоронен.
Понятно, что подобный исход не устроит "Ростехнологии", которые уже предложили альтернативу: передать авиационные активы в управление S7, а потом и вовсе устроить их слияние. Это позволит создать компанию, равную "Аэрофлоту" по объему перевозок пассажиров в России, сохранив, хотя бы отчасти, крупицы изначальной идеи. Подобный кульбит, как не трудно догадаться, не устроил Минтранс, который настаивает на объединении "Росавиа" с "Аэрофлотом".
Судьба "Росавиа" решится на заседании в правительстве 30 января. Пока все говорит в пользу того, что чиновники склоняются в сторону схемы, предложенной "Аэрофлотом". Как бы то ни было, Росавиа" понадобились для взлета чужие крылья. Самостоятельно перевозчик уже никуда не полетит.