Россия
18:40, 25 января 2010

С Youtube под арест В Новороссийске начались слушания первого из двух дел майора Дымовского

25 января в Новороссийске начались слушания первого из двух дел, возбужденных в отношении автора скандальных видеообращений к Владимиру Путину, бывшего майора милиции Алексея Дымовского. Приморский районный суд приступил к рассмотрению дела о клевете. Между тем, тремя днями ранее майор был взят под арест в рамках второго дела, которое касается мошенничества.

Дело о клевете, непосредственно связанное с публичными выступлениями Дымовского, было возбуждено в начале декабря 2009 года - примерно через месяц после публикации первого разоблачительного видеоролика. Потерпевшими по делу проходят несколько высокопоставленных сотрудников милиции, в том числе начальник УВД Приморского района Новороссийска Валерий Медведев. В своих выступлениях Дымовский серьезно критиковал милицейское начальство. В частности, он объявил, что Медведев якобы имеет судимость. В ходе проверки эти заявления не подтвердились. В связи с этим Дымовского уже через три дня после публикации первого обращения уволили из милиции с формулировкой "за клевету". А вскоре иски от оклеветанных начальников поступили в суд.

Дымовский пытался "увести" дело из Новороссийска. В декабре майор заявил, что намерен получить временную регистрацию в Москве, чтобы суд проходил в столице. Дымовский утверждал, что таким образом хочет сделать процесс более публичным. Когда получение московской регистрации по неизвестным причинам сорвалось, майор прописался в поселке Ключи Омского района Омской области. Это позволяло обвиняемому надеяться на то, что его дело будет рассмотрено хотя бы в областном центре. Однако Федеральная миграционная служба оспорила регистрацию, а вскоре глава Ключей Олег Иванов сам попал под суд по обвинению в мошенничестве и нападении на милиционеров.

Таким образом, слушания открылись в родном городе майора. В будущем защита обвиняемого намерена добиться переноса заседаний в Омск. Пока же сторонники Дымовского из созданного им движения "Белая лента" намерены компенсировать "провинциальность" процесса, проводя в Новороссийске уличные акции протеста. В ходе этих акций активисты движения в ультимативной форме потребуют отставки главы новороссийской милиции Владимира Черноситова. Если Черноситов не отреагирует на требование до 23 февраля, члены "Белой ленты" угрожают перенести митинги с "нейтральной территории" к его дому.

Второе дело Дымовского, как ожидается, будет рассматривать Краснодарский краевой суд. Это связано с тем, что мошенничество - более серьезное преступление, нежели клевета. Кроме того, во время процесса могут быть оглашены сведения, относящиеся к сфере государственной тайны. Теоретически Дымовский может потребовать, чтобы это дело рассматривал Омский областной суд, но пока адвокаты майора не заговаривали об этом. Вероятно, это связано с тем, что Краснодарский краевой суд по "важности" фактически равнозначен Омскому областному суду (в то время как суд Омского района Омской области может показаться несколько более "солидным", нежели один из районных судов Новороссийска).

В целом дело о мошенничестве, возбужденное в конце декабря 2009 года, может оказаться гораздо более интересным, нежели дело о клевете. В правоохранительных органах считают, что именно страх перед возбуждением этого дела толкнул новороссийского милиционера на публичную критику своего ведомства. Якобы майор понимал, что проверка вскоре выявит факт присвоения 27 тысяч рублей, предназначенных для контрольных закупок наркотиков. В связи с этим Дымовский, по версии правоохранительных органов, решил заблаговременно создать себе образ "правдорубца". Он справедливо предполагал, что любое дело, возбужденное в отношении человека с таким имиджем, будет выглядеть как политическое.

К слову, по такой логике можно предположить, что вышеупомянутый Олег Иванов также прописал Дымовского в Ключах только потому, что предчувствовал обвинение в мошенничестве... А один из многочисленных последователей Дымовского, бывший заместитель прокурора Ухты Григорий Чекалин, публично объявил о незаконном осуждении двух молодых людей только потому, что заранее узнал о грядущем обвинении в лжесвидетельстве. Ну и так далее.

Интересно, что для самого основателя жанра "милицейская исповедь в интернете" дела о клевете и мошенничестве могут оказаться не последними. В СМИ неоднократно появлялась информация о том, что Дымовского могут обвинить также в хищении государственной тайны (по сути в шпионаже) и в служебном подлоге. Подробности относительно этих обвинений в прессе пока не появлялись, однако кто знает - может быть, через год мы услышим, что Дымовский решил стать "правдорубцем" не из-за каких-то 27 тысяч рублей, а из-за самого настоящего предательства родины. Тем более что предположения об "американском следе" в деятельности Дымовского МВД выдвинуло уже давно.

Пока же уголовное преследование новороссийского майора проходит не особенно громко. Стороны решают процедурные вопросы и вяло обвиняют друг друга в давлении на свидетелей и следователей. Правда, если защита Дымовского на этом поприще добилась лишь публикации своих предположений в СМИ, то обвинение на днях убедило суд ради безопасности следователей перевести майора из-под подписки о невыезде под арест. Причем, как утверждает адвокат бывшего милиционера, арест был произведен буквально за неделю до свадьбы Дымовского и его беременной гражданской жены Олеси. Теперь торжество, намеченное на 29 января, скорее всего не состоится.

Будет ли Дымовский в ближайшее время выпущен на свободу и продолжит свою бурную деятельность в качестве правозащитника, или же задержится в СИЗО надолго, вживаясь в роль "знаменитого политзаключенного"? Пожалуй, на данном этапе вероятность развития того и другого сценария примерно одинакова.

Татьяна Ефременко

< Назад в рубрику