В начале каждого года в России традиционно повышаются все базовые тарифы, вне зависимости от общеэкономической ситуации в стране и того, какую помощь государственные компании получили из бюджета. В январе-феврале дорожают наземный транспорт, метро, телефон, газ, свет и другие услуги ЖКХ, причем чаще всего повышение тарифов обгоняет инфляцию. Особое недовольство россиян в 2010 году вызвал рост цен на проезд в электричках: для жителей Подмосковья, например, проезд до Москвы стал едва ли не в два раза дороже.
"Российские железные дороги" из года в год объясняют повышение тарифов необходимостью вкладывать огромные средства в ремонт путей и модернизацию подвижного состава: инвестпрограмма РЖД ежегодно составляет сотни миллиардов рублей. Свою роль играет и инфляция: тарифы не могут расти меньше чем на 10 процентов, если среднее увеличение потребительских цен по стране составляет 12-13 процентов.
Однако в кризисные 2009-2010 годы россияне могли бы надеяться на некоторое снисхождение. Во-первых, темпы инфляции замедлились до 8,8 процента. Во-вторых, реальные зарплаты у многих россиян снизились из-за экономического спада, а многие вообще остались без работы. В таких условиях платить за электрички из ближайшего Подмосковья в Москву по 50-70 рублей в один конец для них оказалось просто невозможно.
Тем не менее, правительство, в котором утверждаются тарифы естественных монополий (а РЖД относится именно к таким компаниям), решило не давать россиянам расслабиться, хотя чиновники и отметили, что РЖД с кризисом справляется неплохо. Во всяком случае, Минтранс, Минэкономразвития и Минфин уже предложили сократить компенсацию РЖД от "недостаточного" повышения тарифов в 2010 году с 50 до 24 миллиардов рублей. Глава естественной монополии Владимир Якунин прокомментировал это лаконично: "Типа того, что и сами богатые".
Почему бюджет не мог выделить, раз уж запланировал, те же 50 миллиардов целиком, а в РЖД за это снизили бы тарифы, непонятно.
С 2010 года за пересечение одной транспортной зоны в Подмосковье придется платить не 14, а 16,5 рубля (подорожание на 17,9 процента), а в Москве – не 22, а 26 рублей (18,2 процента). Такой рост тарифов не кажется чем-то экстраординарным, хотя все равно вопросы у россиян, наверняка, вызывает. Основной из этих вопросов: куда идут деньги, полученные от увеличения тарифов? Уж не на бессмысленную ли раскраску заборов по всем линиям пригородных электропоездов? Или на строительство преград для "зайцев", которые все равно находят лазейки для того, чтобы ездить бесплатно?
Тем не менее, стерпеть повышение тарифов на 18 процентов большинство москвичей и жителей Московской области смогло бы. Но оказалось, что на самом деле тарифы выросли гораздо сильнее. Дело в том, что в конце января вступили в силу новые правила установления тарифов. Теперь они складываются из двух величин: единого тарифа по Москве в 26 рублей и зонного тарифа по Подмосковью (от 16,5 рубля). Раньше единого тарифа по столице не было – стоимость билета зависела от того, сколько зон проехал пассажир.
В итоге сложилась парадоксальная ситуация, когда пассажир, который едет из Люберец одну остановку до Выхино, платит по 42,5 рубля в одну сторону. Учитывая, что еще надо купить билет в метро, а некоторым и на наземный транспорт, получается, что за день за транспорт нужно заплатить не меньше 100-150 рублей. То есть приблизительно по три тысячи рублей в месяц.
Любители сравнить цены на наземный транспорт в России и в Европе обычно приводят в пример развитые страны, например, Швецию или Великобританию, где одна поездка на автобусе или метро может стоить, в пересчете на российские деньги, больше 100 рублей. Однако при этом забывается, что стоимость проезда на метро и на наземном транспорте в Западной Европе обычно синхронизирована: если заплатил один раз за метро, в автобус можно пройти по тому же билету.
Первыми на резкое повышение цен на подмосковные электрички отреагировали блогеры. Посты про "обдирал" из РЖД (чистая прибыль госкомпании в 2009 году составила, кстати, около 14 миллиардов рублей) в конце января стали одними из самых популярных в Рунете. Блогеры предлагают бороться с РЖД двумя способами.
Первый способ – объединяться в сообщества, постить возмущенные сообщения и вызывать тем самым общественное возмущение в СМИ. Этот способ для Рунета традиционный и приносит успех он лишь в самых крайних случаях – например, если надо собрать средства на помощь умирающему ребенку или обратить внимание на отсутствие лекарств в какой-нибудь больнице. Чаще же всего распространение информации по ЖЖ ни к чему не приводит.
Второй способ более протестный: в блогах появились десятки записей, в которых говорится, что повышение тарифов фактически легализует "зайцев", ведь если у человека нет 45 рублей, а ехать ему все равно надо, он найдет способ, как пробраться в электричку. Блогеры торжественно обещают больше не платить и бегать от контролеров при каждом возможном случае.
Бить РЖД рублем – метод действенный. Во всяком случае, 26 января глава компании Владимир Якунин признал, что РЖД не в состоянии уменьшить количество безбилетников из-за несовершенства правовой базы. По его словам, до 30 процентов пассажиров пригородных поездов ездят без билетов. Такая статистика, впрочем, вызывает большие сомнения: стоит хотя бы раз посмотреть, как штурмуются московские вокзалы по утрам в будни, чтобы понять, что в часы пик "зайцев" чуть ли не половина. К ним еще, к тому же, добавляются те, кто платит за проезд лишь частично – то есть покупает билет, но не до своей станции, а до ближайшей.
Отреагировали на новшества и в Федеральной антимонопольной службе. Чиновники этого ведомства заявили, что уже изучают причину резкого подорожания билетов, но о санкциях речи не идет: пока неизвестно даже, когда закончится проверка и будет ли возбуждено антимонопольное дело. Впрочем, если дело и дойдет до санкций, то россияне от этого вряд ли выиграют: скорее всего, все ограничится штрафом, то есть государство просто переложит средства из одного кармана в другой. Если же ФАС заставит РЖД изменить тарифы, то это, во-первых, создаст прецедент на рынке, а, во-вторых, приведет к многочисленным и длительным судебным разбирательствам между железнодорожниками и антимонопольщиками.
Самое обидное во всей этой ситуации, что в связи с увеличением количества "зайцев" РЖД вновь может пролоббировать значительное увеличение тарифов. Следовательно, от действий как "зайцев", так и РЖД пострадают прежде всего честные граждане, которые не имеют прыти безбилетников и честно платят за проезд. С каждым годом все больше и больше.