Вечером в среду, 27 января, Барак Обама выступил в Конгрессе со своим первым обращением "О положении страны". Обращением, которое специально обученные люди начали готовить еще в декабре, которого все очень ждали и которое пришлось на нелегкое для главы государства время. Всего год и несколько дней назад 44-й президент вселился в Белый дом, а отношение в США к нему уже совсем другое.
С речью "О положении страны" американские президенты выступают ежегодно, кроме тех лет, когда власть переходит к новому главе государства. Но и в такие "промежуточные" зимы может прозвучать программная речь: именно так поступил Обама. Его первое большое президентское обращение к нации состоялось вскоре после вступления на пост, в феврале 2009-го. Основное внимание тогда было уделено ударившему по стране экономическому кризису, и спустя год приоритетная тема остается прежней: "Вновь нам предстоят испытания, и вновь мы должны откликнуться на зов истории".
В общей сложности Обама обращался к законодателям и нации более семидесяти минут, и примерно две трети выступления заняла экономика. Главным "фокусом" своей политики в наступившем году Обама пообещал сделать обеспечение американцев работой. Рост безработицы, уровень которой достиг десятипроцентной отметки, критики рассматривают как свидетельство неэффективности экономической политики новой администрации, и президент попытался разрядить обстановку.
Он предлагает пустить на создание рабочих мест деньги, оставшиеся от плана помощи финансовому сектору: 30 миллиардов долларов пойдут на кредитование малого бизнеса через локальные банки. Сам 700-миллиардный план спасения Уолл-Стрита, запущенный при Джордже Буше, Обама сравнил с удалением зубного нерва. "Перемены не наступили достаточно быстро. Как бы ни было трудно, как бы ни были неудобны и неоднозначны дебаты, настало время всерьез браться за исправление помех, которые препятствуют нашему росту", - торжественно объявил президент.
Предлагая новые меры по борьбе с безработицей, Обама подчеркнул, что некоторых успехов на этом поприще его администрация уже добилась. Так, по словам президента, его план стимулирования экономики стоимостью в 787 миллиардов уже спас от безработицы два миллиона граждан, а к концу 2010 года действующие меры позволят создать еще полтора миллиона рабочих мест. Кроме того, президент объявил, что принятые им шаги в области налогообложения позволили частично избавить от бремени "95 процентов трудящихся семей".
Как и ожидалось, для оздоровления экономики Обама попросил Конгресс в последующие три года, начиная с 2011-го, заморозить расходы на часть федеральных бюджетных программ и пригрозил использовать право вето при любой попытке этой инициативе помешать. Уже найдены неэффективные статьи расхода, исключение которых из бюджета-2011 сэкономит 20 миллиардов, а в дальнейшем предполагается выявить новые. Кроме этого в планах на ближайшие годы - рост экспорта: за пять лет его предполагается удвоить, что опять-таки даст Америке новые рабочие места в количестве двух миллионов.
Разумеется, в обращении к законодателям Обама не мог обойти столь важную для него тему, как запланированная реформа системы здравоохранения. "Не отступайтесь от реформы, - заклинал президент. - Только не теперь, когда мы так близки к цели. Давайте найдем путь к единогласию и завершим это дело во имя американского народа". Эмоциональный накал вполне объясним - недавно демократы лишились сенатского места от Массачусетса, которое занимал покойный ныне поборник здравоохранительной реформы Эдвард Кеннеди и без которого партия президента потеряла в верхней палате Конгресса "супербольшинство" в 60 голосов.
В новых условиях провести реформу через Сенат будет значительно сложнее, но президент не отчаивается и продолжает объяснять, что задуманные им нововведения позволят защитить американцев от произвола страховщиков, а малые предприятия и незастрахованные ныне граждане наконец получат приемлемые страховые планы. Проект здравоохранительной реформы Обамы за год его президентства успел превратиться в один из главных объектов критики, и президент нашел в своем выступлении место для шутки: "Теперь-то уже должно стать очевидно, что я взялся за здравоохранение не ради каких-то политических выгод".
Еще одно поле, на котором есть где развернуться реформатору - система образования, и здесь Обама также обещает двигаться вперед и активно инвестировать деньги государства в "навыки и образование нашего народа". В частности, предложено обеспечить налоговые льготы семьям, которые оплачивают учебу в колледжах, а студентам дать серьезные послабления при погашении студенческих займов. "В 21-м веке одно из лучших средств борьбы с бедностью - образование мирового класса", - пояснил Обама.
Кроме того, в обращении "О положении страны" были затронуты еще две важных - и весьма далеких друг от друга - сферы нововведений: модернизация энергетики и положение сексуальных меньшинств в войсках. Тут в общем-то все ясно: новые безопасные электростанции будут строиться, альтернативные источники энергии будут разрабатываться, а открытых гомосексуалистов наконец-то пустят на военную службу - этот последний вопрос Обама пообещал решить во время предвыборной кампании, да так и не решил, что очень расстроило часть его электората.
Если два года или год назад внешней политике - в первую очередь, окончанию войны в Ираке - отводилось в программе Обамы очень важное место, то в прозвучавшей во вторник речи много места для мировых дел не нашлось. Президент США в очередной раз пообещал закончить с Ираком, начать в 2011 году уход из Афганистана и пригрозил Ирану "серьезными последствиями" за нарушение международных договоренностей. Кроме того, упомянул неудавшийся рождественский теракт в самолете: стали очевидны большие бреши в системе безопасности, и разведке предписано эти бреши подлатать.
В остальном же - внутренние дела, и это неудивительно, поскольку во внутренних делах Обама по-настоящему увяз, растеряв при этом немалую долю своей сногсшибательной популярности. Речь идет уже не о том, чтобы сплотить всех американцев - не допустить бы разброда в собственном политическом лагере и не провалить промежуточные выборы-2010: никто из демократов уже не надеется, как прежде, выехать на народной любви к президенту. И в этих непростых обстоятельствах Обама попытался реанимировать свою идею тотальной перестройки вашингтонской политики.
Президент попросил исполнительную и законодательную власть сплотиться в борьбе с разросшимся влиянием лоббистов, судебную власть обругал за смягчение правил корпоративного участия в политике, а самих лоббистов призвал вести дела более открыто. Также Обама говорил о накале межпартийных прений, которые превращают каждый день "в день выборов", сводят к минимуму фактические результаты работы власти и уже вызвали в обществе "дефицит доверия". "Всегда говорить "нет" - это, возможно, хороший курс для ближайшей перспективы, - обратился Обама к республиканцам, - но это не есть движение вперед. Нас сюда прислали, чтобы служить гражданам, а не нашим амбициям, так давайте же покажем американскому народу, что можем действовать общими силами".