На прошедших выходных в лос-анджелесском отеле Hyatt Regency Century Plaza творилась история. Впервые за 74 года существования американской Гильдии режиссеров обладателем главного приза в номинации "лучший игровой фильм года" стала женщина. Объяснить успех Кэтрин Бигелоу лишь качеством ее последнего фильма "Повелитель бури" совершенно не представляется возможным. Вероятнее всего, в данном случае речь идет о банальной конъюнктуре.
Стоит признать, что у Кэтрин Бигелоу, получившей в Голливуде известность, прежде всего, в качестве режиссера малобюджетных боевиков, однажды был шанс избавиться от неприятного ярлыка "мисс финансовая катастрофа". Начав свою карьеру с фильма про феминисток "Рожденная в пламени", вампирского ужастика "Сумрак" и полицейского триллера "Голубая сталь", даже не оправдавших своих бюджетов, Бигелоу внезапно получила предложение снять картину "На гребне волны", в которой главные роли должны были сыграть Киану Ривз и Патрик Суэйзи.
Правда, словно "внезапно" здесь не совсем уместно, так как исполнительным продюсером проекта являлся к тому времени уже весьма известный и влиятельный Джеймс Кэмерон, который тогда был... еще и мужем Кэтрин Бигелоу. Именно Кэмерон настоял, чтобы фильм был отдан его супруге, а не создателю "Чужого" Ридли Скотту, как планировалось ранее. И именно под его руководством Бигелоу сняла единственный успешный фильм в своей карьере. Картина при 24-миллионом бюджете смогла заработать в мировом прокате более 80 миллионов долларов и даже стать культовой среди определенной категории зрителей.
Затем, то есть уже после развода с Кэмероном в 1991 году, все вернулось на круги своя. Фантастический фильм "Странные дни" (1995) - 42 миллиона долларов бюджет и чуть более семи миллионов долларов кассовых сборов, драма "Вес воды" (2000) - выпущена в ограниченный прокат, заработала лишь 109 тысяч долларов. И наконец, самый крупнобюджетный проект Кэтрин Бигелоу - исторический боевик "К-19", который стал одним из самых громких провалов в истории независимого кино.
Вполне естественно, что к 2002 году, после всех предыдущих неудач, голливудские мейджоры не горели желанием спонсировать идеи мисс Бигелоу, но ей каким-то невероятным образом удалось добиться согласия руководства National Geographic вложить в основанную на реальных событиях фантазию о советской подводной лодке 100 миллионов долларов. На что Кэтрин Бигелоу умудрилась потратить сумму, за которую Питер Джексон снял каждую из трех серий "Властелина колец", а Джордж Лукас - "Звездные войны: Месть ситхов", остается загадкой. Фильм "К-19" с большим трудом заработал в США 35 миллионов, еще 30 миллионов картине принес мировой прокат.
Казалось бы, эта катастрофа должна была навсегда поставить крест на карьере режиссера. Но не тут-то было. Через шесть лет, в сентябре 2008 года на кинофестивале в Венеции состоялась премьера нового творения Бигелоу - военной драмы "Повелитель бури", рассказывающей о нелегких буднях саперов в послевоенном Ираке. Несмотря на вполне благоприятную критику, картина далеко не сразу привлекла к себе внимание американских прокатчиков. Лишь в июне 2009 года она была выпущена в США, и... началось странное.
Почти все профессиональные союзы кинокритиков объявили сумбурную историю о том, как иракская кампания калечит человеческие души, едва ли не откровением. Лос-анджелесская, нью-йоркская, бостонская, чикагская, а потом и общенациональная ассоциация критиков единодушно предпочли "Повелителя бури" всем иным претендентам, вроде изящной драмедии Джейсона Рейтмана "Мне бы в небо" или титанического "Аватара" все того же Кэмерона.
Get the Flash Player to see this player.
Ну, а далее случилось то, что и должно было случиться. На церемонии вручения второй по значимости кинопремии - "Золотого глобуса" - "Повелитель бури" не получил ни одной награды, хотя и был представлен в самых главных номинациях. У этого странного провала есть одно очень простое объяснение. Занимающиеся раздачей "Золотых глобусов" иностранные журналисты, аккредитованные в Голливуде, посчитали работу Кэтрин Бигелоу тем, чем она является в действительности, а именно - страстным, но невнятным стремлением надавить на одну из больных мозолей увязших в Ираке американцев.
Вручение Кэтрин Бигелоу премии американской Гильдии режиссеров лишь подтверждает эту догадку и практически предопределяет расклад сил в борьбе за "Оскар". Достаточно сказать, что за всю историю существования Гильдии лишь шесть раз лауреаты ее премии потом не получали награду американской Киноакадемии в соответствующей номинации.
Что ж, остается лишь дождаться 7 марта, чтобы либо зафиксировать победу политической конъюнктуры над здравым смыслом и художественными критериями, отличающими действительно значимое кинопроизведение, или же с удовлетворением признать, что американская Киноакадемия умеет беспристрастно отделять зерна от плевел.
Андрей Воронцов