Скоростной поезд "Сапсан", торжественно запущенный в конце декабря 2009 года, курсирует между Москвой и Санкт-Петербургом три раза в сутки. Этот первый в России современный, по крайней мере на вид, поезд привлек значительное внимание со стороны прессы и блогеров. Но руководство "Российских железных дорог" такое внимание вряд ли радует.
"Сапсан" - дорогой проект. "Российские железные дороги" приобрели 8 составов за 276 миллионов евро. Кроме того, немецкая Siemens получила контракт стоимостью в 354 миллиона евро за техобслуживание составов в течение 30 лет. Вскоре выяснилось, что деньги за техобслуживание сотрудники немецкой фирмы уже начали отрабатывать. Первые сообщения о сбоях в работе "Сапсана" появились еще в декабре 2009 года.
В ходе эксплуатации "Сапсанов" в течение последних недель возникали технические неполадки, но серьезными их никто не счел. К ним в Siemens относили, к примеру, трудности с закрытием дверей из-за низких температур. Однако информации о более серьезных проблемах, как утверждают в Siemens, специалисты концерна не получали.
Между тем, немалый интерес в российской прессе вызвали сообщения, что в колесных парах "Сапсанов" всего за месяц эксплуатации образовались трещины глубиной в шесть миллиметров. На сайте train-photo.ru даже была опубликована фотография якобы колеса "Сапсана", которое выглядело поврежденным. В феврале интерес к "Сапсанам" был вновь подогрет журналистами.
"Российские железные дороги", как стало известно 2 февраля, ограничили продажи билетов на "Сапсаны". Портал Infox сообщил, сославшись на анонимного диспетчера службы бронирования, что приобрести билет на "Сапсан" можно только за 15 суток, а не за 45, как было раньше. Портал Slon, также сославшись на анонимный источник, отмечал, что с 13 марта продажи остановлены полностью. Причиной ограничений продажи билетов оба портала называли трещины в металлических конструкциях колесных пар.
Позиция РЖД, не сумевших оперативно прокомментировать сообщения интернет-СМИ, в течение дня несколько раз менялась. Сначала в концерне заявили, что никакого изменения в системе бронирования не было, а ближе к вечеру выпустили пресс-релиз, сообщив, что вернут бронь на "Сапсаны" к стандартным 45 суткам. В РЖД пояснили, что "Сапсаны" будут ходить и после 13 марта, а изменение глубины продаж билетов связано с переходом РЖД на новое расписание.
Газета "Ведомости" утверждает, ссылаясь на источник в РЖД, что сообщение о телеграмме РЖД, в которой утверждалось, что сокращение срока продаж билетов связано с колесными парами, связано с халатностью исполнителя. Для наблюдения за поездом в составах постоянно присутствуют специалисты РЖД и Siemens, которые проверяют колесные пары состава после каждого рейса, утверждают в компании.
Кроме того, экспертизу колесной пары "Сапсана" проводят и сотрудники Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института подвижного состава (ВНИКТИ). Заведующий отделом прочности ВНИКТИ Эдуард Оганьян подтвердил газете "Труд", что на поверхности колеса "Сапсана", соприкасающейся с рельсом, были обнаружены 6-миллиметровые щербинки. "Подобные вещи происходят при эксплуатации любых поездов. Но обычно отладка требуется после 60 тысяч километров пробега, а 'Сапсан' проехал меньше", - отметил он.
Проект "Сапсан" вообще вызывает немало вопросов. Агентство InfraNews, к примеру, сообщает, что "Сапсаны" будут окупаться 90 лет. "Промышленные ведомости" сомневаются не только в рентабельности проекта, но и в целесообразности контракта РЖД и Siemens.
Высокоскоростное сообщение – прерогатива развитых стран. Во Франции с 1981 года ходят поезда TGV со скоростью 263 километра в час. Испанские поезда Talgo развивают скорость до 350 километров в час, а японские "Синкансен" и "Е-5" способны передвигаться со скоростью 300 - 320 километров в час. Подтягивается и Китай, который переживает железнодорожный бум.
Скоростные железные дороги приносят много дивидендов. Развитая транспортная инфраструктура "сжимает" страну, сокращая различия в достатке и культуре метрополии и регионов. Железные дороги могли бы помочь и развитию средних городов, снизив масштабы внутренней миграции в мегаполисы. Следствий развития скоростного железнодорожного сообщения могло бы быть гораздо больше, но говорить об этом применительно к России пока бессмысленно.
Темпы строительства скоростных железных дорог в России невелики. К примеру, в Китае, спешно модернизирующем свои железные дороги, в ближайшие три года (!) будет построено 20 тысяч километров железных дорог, из которых 13 тысяч километров будут приспособлены под скоростные поезда. Россия гораздо скромнее: к 2030 году РЖД планирует построить от 16 до 20 тысяч километров новых железнодорожных линий; из них протяженность высокоскоростных линий будет составлять от 659 до 1528 километров. Что называется - почувствуйте разницу.
Перспективы высокоскоростного движения в России, описанные в "Стратегии развития железнодорожного транспорта" России до 2030 года, печальны. Вышеупомянутые 659 километров высокоскоростных линий пути – дорога из Москвы в Санкт-Петербург. То есть уже существующая трасса. Что, РЖД вообще не намерено более строить скоростных дорог? Вроде нет. В РЖД обещают в апреле открыть сообщение с Нижним Новгородом. Между тем, история с запуском "Сапсана" - еще один удар по проекту высокоскоростного движения РЖД.
Доверие к РЖД и так подорвано: то теракты, то странные скачки тарифов, а тут еще и колеса у Сапсана "разъехались". Между тем руководство компании отсиживается в кабинетах, не считая нужным сколько-нибудь подробно комментировать лавину слухов и догадок, которыми оброс "Сапсан".
Ситуацией с РЖД заинтересовались в Госдуме. Депутат от фракции КПРФ Борис Кашин назвал "Сапсан" "котом в мешке" и напоминает, что Китай приобрел у Siemens новые поезда и лицензию на их производство, максимальная скорость которых достигает 394 километров в час. Они, как утверждает Кашин, обошлись Китаю в 7 раз дешевле, чем России. Депутат уже потребовал от комитета Думы по транспорту сделать запрос в Генпрокуратуру.
Президент РЖД Владимир Якунин лично занимается пиаром "Сапсана", но лишь в особенных случаях. В декабре 2009 года главный железнодорожник катал на "Сапсане" премьер-министра Владимира Путина, а также зазывал прокатиться президента Дмитрия Медведева. Последний, однако, предложением Якунина не воспользовался. Думается, что теперь и не воспользуется – с мантрами Кремля о модернизации "Сапсан" ассоциируется все меньше и меньше.