Срок завершения строительства стадиона для футбольного клуба "Зенит" на Крестовском острове в Петербурге снова отложили — для приведения проекта в соответствие требованиям УЕФА. Поскольку сроки сдвигаются не впервые, есть подозрение, что стадион может пополнить список городских строек, деликатно говоря, "с долгой историей". Возможно также, что по окончании строительства, стадион будет иметь мало общего с ареной, задуманной архитектором Кисе Курокавой.
Необходимость построить футбольному клубу "Зенит" новую арену назрела благодаря представителям УЕФА, которые неоднократно заявляли, что стадион "Петровский" (пока еще являющийся домашним стадионом "Зенита"), не соответствует их требованиям. Например, в 2004 году комиссия от ассоциации побывала на стадионе, и заявила: если не будут учтены их замечания, УЕФА не разрешит клубу играть на этом стадионе в Кубке УЕФА. Генеральный директор "Зенита" Илья Черкасов разводил руками: "В Питере нет ни одного стадиона, на котором можно было бы играть в декабре. Что нам остается? Искать другие поля".
В результате на месте стадиона имени Кирова на Крестовском острове решили строить новую арену - на средства городского бюджета, полученные за счет налоговых отчислений дочерних структур "Газпрома". В феврале 2006 года был объявлен Международный конкурс на лучший архитектурный проект — его в апреле выиграл известный японский архитектор Кисе Курокава. Его проект - "Космический корабль" представлял собой строение в виде летающей тарелки с выдвижными лестницами, раздвижной крышей и проемами в стенах.
Строительство стадиона начали в 2007 году. За два года до этого (то есть еще до выбора проекта) руководитель петербургского спорткомитета Вячеслав Чазов заявлял: "Я на миллион процентов уверен, что в 2009-м "Зенит" уже будет играть на новом стадионе. Но, возможно, удастся успеть и к 2008-му". Однако после этого сроки несколько раз незначительно, но все-таки корректировались. В апреле 2008 года президент ФК "Зенит" и ОАО "Газпром нефть" Александр Дюков заявил, что строительство нового стадиона на Крестовском острове может затянуться до 2010 года, а стоимость работ — увеличиться вдвое по сравнению с предварительными оценками: изначально проект оценивался в 6,7 миллиардов рублей, более поздние оценки увеличили его стоимость до 13-14 миллиардов. Дюков утверждал, что Кисе Курокава (между прочим, архитектор с мировым именем) не учел затрат на выполнение сложных работ по основанию и фундаменту и применение таких уникальных специальных конструкций, как выдвижное поле и трансформирующаяся крыша. Кроме того, проект в процессе доработки значительно усложнился. Через полгода его еще раз пересчитали — Главгосэкспертиза утвердила новую сметную стоимость строительства стадиона в объеме 23,7 миллиарда рублей (в 3,5 раза больше изначальной суммы госконтракта).
Стало понятно, что бюджетных денег на новую арену уже не хватает, и город предложил "Газпрому" (владельцу ФК "Зенит") 51 процент в проекте при условии финансирования. Надо отметить, что на стадии проведения конкурсов "Газпром" сам предлагал городским властям взять финансирование стадиона для "Зенита" на себя. По данным "Фонтанки.ру", при этом концерн поставил два условия: право на организацию строительных работ и выбор подрядчиков, а также управление стадионом после завершения строительства. Однако город захотел строить и управлять стадионом самостоятельно. По данным "Коммерсанта", в 2005 году в качестве компенсации за участие в проекте Смольный пообещал предоставить "Газпрому" участки под застройку коммерческой недвижимости - 48 гектаров на западе Крестовского острова и 16 гектаров на Охте, где концерн строит "Охта-центр".
Позднее "Ведомости" писали, что властям почти удалось договориться о совместном финансировании стадиона, но на каких условиях — не уточняла. Однако, Фонтанка.ру со ссылкой на свои источники сообщала, что "Газпром" не видит оснований для дополнительных вложений. В сентябре прошлого года Алексей Миллер, осматривая стройплощадку вместе с Валентиной Матвиенко, заявил журналистам, что за три года на возведение стадиона концерн уже перечислил в бюджет города 65 миллиардов рублей. Судя по всему, дополнительных денег "Газпром" не дал, и речь шла все о тех же налоговых поступлениях от его дочерних компаний.
Наконец, в сентябре прошлого года губернатор Петербурга Валентина Матвиенко сообщила, что строительство идет по плану и никаких предпосылок к тому, что объект будет сдан позже ноября 2010 года, нет. Параллельно продолжали вноситься предложения по корректировке проекта. Город расторг контракт с прежним генподрядчиком (компанией "Авант") и подключил к строительству нового - ЗАО "Инжтрансстрой" (входящего в "Базовый элемент" Олега Дерипаски). По данным "Делового Петербурга", новый подрядчик, пытаясь снизить стоимость проекта, предложил выполнить чашу стадиона не из металла немецкого производства, а из отечественного железобетона, не разбивать ее на секции с помощью деформационных швов, а сделать сплошной, и упростить механизм выдвижного поля, а металлические трибуны сделать железобетонными. При этом в "Инжтрансстрое" утверждают, что изменения коснутся только конструктивных решений, а внешне стадион будет таким, каким его задумал покойный Кисе Курокава (архитектор умер в 2007 году).
Генеральный проектировщик футбольной арены ФГУП "НИЦ "Строительство" (с которым контракт также расторгнут) не согласился с запланированными изменениями и официально уведомил Ростехнадзор о том, что не готов отвечать за негативные последствия, которые могут наступить после внесения в проект таких корректировок. Экс–проектировщики считают, что фундамент может не выдержать новых нагрузок. Впрочем, ответить, кто в данном случае прав, может только Главгосэкспертиза, куда подрядная организация передала свои предложения.
Что касается визуального облика будущего стадиона, то в его неприкосновенности уже усомнились некоторые сторонние эксперты. В частности, член Совета по культурному наследию Петербурга, профессор Владимира Улицкий, считает, что стадион из "летающей тарелки" превратится в "слона на четырех опорах". Собственно, изменения вносились и при жизни Курокавы, сопровождаясь бурными обсуждениями. "Коммерсант" писал, что заказчики посчитали проект красивым и удобным, но чересчур технологичным. Из соображений безопасности архитектора попросили заменить выдвижные лестницы на стационарные и заделать проемы. Кроме того, комиссия посчитала, что вантовые конструкции перекрывают обзор арены с 20 процентов мест, и к тому же не очень прочны — якобы террористы, если захотят, смогут распилить их болгаркой. Хотя стальные струны сворачиваются из прокатных листов и имеют три метра в диаметре. Эксперты настаивали также на усилении конструкций, считая, что Курокава не учел, что "зрители будут топать и хлопать". Архитектор послушно согласился внести изменения, хотя эксперты уже тогда говорили: проект потерял некую "воздушность", "летающая тарелка превратилась в стоящую" и "вместо космического корабля получилась "сковородка с крышкой".
Теперь стадион ждут новые корректировки. Смольный принял решение увеличить вместимость арены на пять тысяч мест. Руководитель комитета по строительству Вячеслав Семененко заявил, что это делается для приведения проекта в соответствие с новыми требованиями ФИФА и УЕФА, по которым стадион должен вмещать не менее 67 тысяч человек (стадион для "Зенита" по проекту рассчитан только на 62 тысячи). А для города принципиально важно соответствовать, поскольку есть надежда, что полуфинальный матч чемпионата мира по футболу 2018 или 2020 года пройдет в Петербурге. По данным "Делового Петербурга", в связи с этим рассматривались два варианта: продолжать строительство с небольшими корректировками проекта, либо приостанавливать работы и изменять проект, чтобы он соответствовал всем требованиям УЕФА. Представители футбольного клуба "Зенит" выбрали второй вариант.
В администрации не скрывают, что внесение новых изменений потребует дополнительного финансирования. Где власти планируют найти деньги и сколько их понадобится — они затрудняются сказать. Пока завершение строительства отложено на неопределенный срок. Впрочем, время еще есть: до 2018, а тем более - 2020 года можно попробовать в очередной раз договориться с "Газпромом" или найти другой источник финансирования.