Культура
14:02, 11 февраля 2010

Культподход Российским музеям грозит расцвет. Правда, нескоро

12 февраля 2010 года заканчивается прием заявок на седьмой конкурс "Меняющийся музей в меняющемся мире". Тем, чьи заявки прошли предварительный отбор, предстоит еще обучающий семинар, доработка заявок и второй этап конкурса, по итогам которого 20-25 проектов получат гранты на свои выставочные, образовательные и научные проекты.

Музейное дело в России находится в, мягко говоря, не цветущем состоянии. Про экономическое положение музеев можно и не упоминать - эти традиционные жалобы все слышали не раз и не два (и от музейщиков, и от библиотекарей, и от учителей, и от врачей, и от всех остальных бюджетников). Кроме хронического безденежья, есть еще вялая государственная политика в музейной (и вообще в культурной) сфере. Из недавних примеров - готовящийся законопроект о возвращении церкви ценностей, отобранной у нее советской властью и переданных музеям. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и директор Третьяковки Ирина Лебедева уже выступили с заявлениями, в которых посетовали, что у музейщиков попросту "забыли" спросить, что они на этот счет думают.

Наконец, есть социальная составляющая. Музей считается местом скучным, и в большинстве случаев вполне заслуженно. Понятное дело, речь не идет о тех же Эрмитаже и Третьяковке. Но вот краеведческий музей какого-нибудь райцентра в глухой провинции едва ли привлечет толпы туристов, хотя там, вполне возможно, выставлена весьма интересная коллекция. В столь слабом интересе к музеям не в последнюю очередь виноваты сами музейщики, которые так и не научились, что называется, "продавать себя".

Конкурс "Меняющийся музей в меняющемся мире", разумеется, не может полностью изменить музейный пейзаж России, признает заместитель генерального директора Благотворительного фонда Владимира Потанина (именно он проводит конкурс) Наталья Самойленко. Поэтому декларируется другая идея: "помочь творческим людям в разных уголках нашей страны сделать свой музей по-настоящему интересным для публики". Появляются положительные примеры (вроде образцового историко-художественного музея в подмосковном Егорьевске или фестиваля "Архстояние"). Заодно музейщики учатся разрабатывать, представлять и продвигать проекты. Это сейчас отлично получается у частных галерей вроде "Гаража". Глядишь - и доживем когда-нибудь до времен, когда у провинциальных краеведческих музеев бюджеты и пиарщики будут не хуже.

Максимальный размер гранта "Меняющегося музея" - 700 тысяч рублей для тех, кто получает его впервые, и 1 миллион для тех, кто ранее уже побеждал в конкурсе. Деньги идут не на "латание дыр" в музейных бюджетах, а на конкретные проекты вроде изучения фортификационных сооружений ХХ века в Псковской области с перспективой их музеификации или воссоздание "чеховского" города в Таганроге. Известны случаи, когда подобные проекты оживляли местную культурную и музейную жизнь и, что не менее важно, подталкивали к активности местных меценатов.

В начале февраля 2010 года в интервью британской The Financial Times Владимир Потанин заявил, что не намерен передавать свое состояние по наследству, а отдаст его на благотворительность. Для начала он намерен в течение ближайших десяти лет жертвовать на благотворительность по 25 миллионов долларов в год вместо нынешних 10. Ожидается, что дополнительные 15 миллионов долларов будут потрачены преимущественно на поддержку спорта (новый любимый проект Потанина - Российский международный олимпийский университет в Сочи), однако увеличение бюджета его благотворительного фонда, поддерживающего образовательные и музейные проекты, также весьма вероятно.

...В свое время Дмитрий Зимин, основатель компании "Вымпелком" ("Билайн"), ушел со всех своих постов и создал благотворительный фонд "Династия", поддерживающий российскую фундаментальную науку и издающий научно-популярную литературу. С тех пор он не раз говорил в своих интервью, что большинство олигархов 90-х последуют его примеру. Благотворительный фонд Потанина не может считаться подражанием фонда "Династия" - он и создан был раньше, и по размерам значительно его превосходит. Но в целом, кажется, Зимин в своем прогнозе не ошибся.

< Назад в рубрику