Всемирный список диктаторов, представших перед правосудием при жизни, пополнился еще одним именем: в Уругвае к высшей мере наказания приговорен 81-летний Хуан Мария Бордаберри, правивший с 1972 по 1976 годы. Страна словно спешит рассчитаться с темными страницами своего прошлого - всего четыре месяца назад к 25 годам тюрьмы был приговорен еще один бывший президент Грегорио Альварес.
Высшая мера по-уругвайски - это тридцать лет лишения свободы. В стране, которую из-за бурного экономического роста двух последних десятилетий называют "латиноамериканской Швейцарией", смертная казнь давно отменена.
Период хунт, переворотов и диктаторов остался далеко позади, для многих жителей страны это уже история. Теперь Уругвай попадает на первые полосы мировых СМИ благодаря, например, реализации программы "One Laptop Per Child" ( "Лэптоп каждому ребенку"), в ходе которой 362 тысячи школьников и 18 тысяч учителей бесплатно получили портативные компьютеры с подключением к интернету.
Уругвай входит в число наиболее экономически развитых стран Латинской Америки и улучшение качества образования считается одним из приоритетов. В политической системе - состоявшаяся демократия с традиционным противостоянием левоцентристов и правых. Такой вступила страна в XXI век.
В 1971 году, когда на президентских выборах победил выходец из семьи богатых животноводов Хуан Мария Бордаберри, ситуация в стране была куда менее благостная - экономика находилась в глубоком кризисе. Пытаясь остановить инфляцию, предыдущий президент Хорхе Пачеко Ареко ввел контроль за ценами и заработной платой.
Начались протесты, для их подавления Пачеко дважды вводил в стране чрезвычайное положение. Обрело силу и начало активные действия партизанское движение "Тупамарос". Студенты и молодежь, составлявшие его костяк, назвались так в честь Тупака Амару II, под руководством которого индейцы восстали против испанцев в 80-х годах XVIII века.
"Тупамарос" придерживались радикальных методов борьбы, в наше время их безусловно признали бы террористами. Деньги они добывали рэкетом и похищениями людей, грабили банки и совершали убийства госслужащих, в том числе полицейских. Поскольку созданная левыми партиями коалиция "Широкий фронт" имела неплохие шансы на победу, в преддверии выборов 1971 года партизанские действия были приостановлены.
Уругвайские левые были воодушевлены победой блока "Народное единство" и его лидера Сальвадора Альенде в Чили. Лидеры "Широкого фронта" надеялись, что придя к власти они осуществят глубокие экономические и социальные преобразования, в первую очередь аграрную реформу и национализацию банков. Однако на выборах представителям левой коалиции удалось набрать всего 20 процентов голосов.
Сразу же после голосования всплыли факты массовых фальсификаций и подтасовок, и протесты возобновились - забастовки сопровождались активизацией действий партизан. Первого марта 1972 года Бордаберри официально вступил в должность, а уже 15 апреля он провел через парламент решение об ограничении конституционных свобод граждан. В стране было объявлено "состояние внутренней войны", армии разрешили прямое вмешательство в политическую жизнь.
Действия военных против партизан поначалу были довольно успешными, что позволило армейской верхушке потребовать еще большего усиления роли армии в политической жизни. В феврале 1973 года в стране фактически произошел государственный переворот. В сговоре с военными (по другим версиям - уступая их давлению) президент распустил парламент, объявил о запрете политических партий и о создании Совета национальной безопасности, который контролировал действия исполнительной власти.
В Уругвае установилась диктатура, которая правила до 1985 года. Начались репрессии, в тюрьмы попали более шести тысяч политических противников режима. Десятки тысяч уругвайцев, в основном молодых, покинули страну. За это время, по официальным данным, погибли или бесследно исчезли около 200 оппозиционеров. Сам президент пробыл в должности де-юре главы государства до 1976 года, когда генералы заменили его более удобной фигурой.
Таким стало президентство Бордаберри, за которое он в старости попал на скамью подсудимых. После того, как хунта, отчаявшись вывести страну из крутого экономического и социального пике, передала власть гражданским, был принят закон об амнистии. В 1986 году он был одобрен в ходе всенародного референдума.
По этому закону всякое юридическое преследование лиц, нарушавших права человека во время правления хунты, стало невозможным. Казалось, что и официальные диктаторы, и "серые кардиналы" могут не беспокоиться о своем будущем.
Однако в 2006 году против Бордаберри возбудили уголовное дело за организацию убийства четырех политических противников режима. Обойти амнистию удалось благодаря тому факту, что убийства были совершены за границей, на территории Аргентины, а значит и не подпадали под действие закона 1986 года.
Более того, убийство в другой стране стало даже отягчающим обстоятельством - подсудимого обвинили в участии в операции "Кондор". С середины 70-х годов XX века диктаторские режимы Чили, Аргентины, Уругвая, Бразилии, Парагвая, Боливии и других стран при покровительстве американских спецслужб разработали и тайно осуществили так называемую операцию "Кондор". Информация о ней стала достоянием общественности только в начале 1990-х годов, точное количество жертв "Кондора" установить невозможно, по оценкам экспертов их могло быть более шестидесяти тысяч человек, большая часть из которых - аргентинцы.
Режимы, конкурирующие в других областях, охотно оказывали друг другу услуги по устранению политических противников. В ходу были внесудебные расправы, похищения, убийства, пытки и даже печально знаменитые "рейсы смерти".
Спецслужбы стран - участниц "Кондора" обменивались данными о находящихся на их территории диссидентах из других государств, выдавали оппозиционеров, допускали на свою территорию агентов из стран "Кондора" для осуществления расправ. Эдакое содружество диктаторов и хунт в борьбе с инакомыслием и оппозицией.
Уругвайский суд посчитал, что за убийство оппозиционеров в Аргентине должен понести наказание в том числе и Бордаберри. В 2006 году его арестовали и посадили в тюрьму. В 2007 году здоровье заключенного резко ухудшилось, его пришлось госпитализировать. В связи с чем судья решил, что наказанием бывшему президенту будет не тюремное заключение, а домашний арест. Высшие судебные инстанции и апелляционные суды не только поддержали эти действия, но и разрешили привлечь Бордаберри к ответственности по другим эпизодам.
Что и было сделано, против престарелого экс-диктатора возбудили еще несколько дел. 11 февраля 2010 года суд признал бывшего президента виновным в нарушении конституции Уругвая, а также в соучастии в похищении девяти человек и двух убийствах. Отбывать наказание, ввиду очень плохого состояния здоровья, он будет в доме своего сына в столице страны Монтевидео.
С приходом к власти в Уругвае президента от левых сил Табаре Васкеса ясно обозначился курс на вывод из-под действия закона об амнистии 1986 года некоторых категорий преступлений. Началось активное расследование злодеяний хунты, поиск следов погибших и сбор свидетельств пострадавших. Далее последовали судебные процессы над высшими должностными лицами и рядовыми исполнителями.
В 2007 году был арестован, а в октябре 2009 года приговорен к 25 годам заключения Грегорио Альварес, который был одним из главарей хунты, поскольку с 1973 по 1985 командовал Сухопутными войсками. В 1981 году он не удержался и объявил себя президентом Уругвая. Суд признал Альвареса виновным в убийстве 37 человек.
Бывшие президенты на суде свою вину не признали. Из показаний подсудимых следовало, что им не было известно о злодеяниях, которые творили их подчиненные. Бывшим подчиненным тоже приходится отвечать за содеянное - начались судебные процессы, на которых фигурировали как министры, так и армейские офицеры.
Скорее всего, курс президента Васкеса на расследование преступлений хунты и наказание виновных продолжит избранный в ноябре 2009 года лидер коалиции "Широкий фронт" Хосе Мухика. В выборах участвовал и сын осужденного диктатора Педро Бордаберри, однако набрав всего 17 процентов, не прошел во второй тур. Сам Мухика в молодости был одним из лидеров партизанского движения "Тупамарос", активно участвовал в акциях партизан, был обвинен в убийстве полицейского, прошел через тюрьмы, пытки и издевательства. Преступления хунты для него - часть биографии.
Вот так причудливо история замкнула в Уругвае свой классических круг. В который раз. Впрочем, говорят, что она ничему не учит.
Влад Гордеев