Мир
00:12, 16 февраля 2010

Они не пройдут Левые в Дрездене сорвали траурный марш неонацистов

13 февраля в Дрездене должен был состояться ежегодный траурный марш немецких неонацистов, приуроченный к 65-летию со дня бомбардировки города авиацией союзников. Должен был, но не состоялся. Горожане, политики, общественные деятели - по некоторым данным от 10 до 15 тысяч человек - выстроились живой цепью вокруг исторического центра Дрездена, чтобы не пустить туда неонацистов. Однако помешал маршу даже не этот символический акт, а активные действия многочисленных антифашистов и активистов левых организаций, которые забаррикадировали и закрыли сидячими пикетами все улицы вокруг вокзала Нойштадт, где собирались неонацисты. Таким образом, марш закончился, так и не начавшись.

Неонацисты проводят траурный марши в Дрездене уже не первый год, пытаясь представить бомбардировку как "бомбовый геноцид немцев". В ходе нескольких авиационных налетов 13 и 14 февраля (операция "Удар Грома") на город было сброшено 3700 тонн бомб, погибли, по разным данным, от 25 до нескольких сотен тысяч человек. Бомбардировка стала одной из самых разрушительных в истории, а ее необходимость с военной точки зрения до сих пор оспаривается. Никто в Германии, впрочем, не ставит под сомнение необходимость почтить память жертв, однако у многих вызывает раздражение тот факт, что неонацисты пытаются "приватизировать" эту траурную дату и использовать поминовение погибших как возможность еще раз публично заявить о себе. Именно поэтому мэр города Хельма Орош еще в январе заявила, что приложит все усилия, чтобы не допустить шествия неонацистов.

Фотогалерея событий 13 февраля в Дрездене
Lenta.ru

Городские власти запретили марш, постановив, что ультраправые должны ограничиться простыми митингом. Те обратились в суд и выиграли его. В ответ власти подали апелляцию, однако 12 февраля высший административный суд Саксонии ее отклонил, подтвердив, что решение городских властей Дрездена запретить марш и ограничить мероприятия ультраправых простым митингом нарушает гарантированное конституцией право на свободные собрания. Тем не менее, суд оставил в силе временные ограничения, наложенные мэрией на проведение марша - с 12 до 17 часов . По сути неонацистам дали карт-бланш. С учетом того, что в городе сформировалась широкая общественная коалиция Dresden Nazifrei против шествия ультраправых, положение было весьма напряженным. Полиция опасалась столкновений: к обеспечению порядка были привлечены, по разным данным, от 4500 до 7000 полицейских, причем не только из Дрездена.

13 февраля власти провели свою контракцию. От 10 до 15 тысяч человек: горожане, общественные деятели, представители властей, правозащитники, - собрались на левом берегу Эльбы и образовали живую цепь вокруг исторического центра города в знак того, что намерены защитить Дрезден от неонацистов. Играл духовой оркестр, у многих в руках были белые розы. Мэр города Хельма Орош заявила на митинге, что Дрездену ультраправые не нужны. "Этой банде здесь не место. Мы превратим Дрезден в крепость против нетерпимости и тупости", - добавила она. Среди присутствующих, вставших живой цепью, также был премьер-министр Саксонии Станислав Тиллих. Однако, несмотря на всю торжественность и присутствие видных политических и общественных деятелей, акция все же носила показательный, символичный характер и не могла бы помешать проведению траурного марша неонацистов, который, к тому же, должен был пройти на другом берегу Эльбы в Нойштадте.

Настоящая живая цепь, которая в прямом смысле слова преградила путь неонацистам, была организована в Нойштадте активистами различных левых движений, антифашистами, анархистами, коммунистами и тому подобными. Начиная с утра они начали просачиваться с левого берега на правый в район вокзала Нойштадт - главной точки сбора неонацистов, откуда те планировали начать свое шествие. Полиция, которая свою главную задачу видела в том, чтобы развести враждующие стороны и не допустить уличных столкновений, сначала попыталась остановить движение левых демонстрантов через мост Мариенбрюке (Marienbruecke) . Однако потом отступила, так как появились сообщения, что другие группы левых активистов обнаружились "в тылу", уже в самом Нойштадте, и их необходимо было либо задержать либо взять под контроль. К девяти утра противники ультраправых заняли важный перекресток на площади Альбертплатц (Albertplatz), перекрыв, таким образом, основной маршрут ультраправых.

На площади возник стихийный митинг, туда прибывало все больше и больше людей. В итоге их набралось около трех тысяч, появились машины с громкоговорителями. Полицейские, которые сначала требовали от собравшихся разойтись, смирились с происходящим. В то же время с другой стороны вокзала Нойштдат еще около двух тысяч человек, прибывших в Дрезден на автобусах из других частей Германии, заблокировали слияние улиц Ханза-штрассе (Hansastrasse) и Гроссенхайнер-штрассе ( Grossenheinerstrasse), перекрыв тем самым второе главное направление, по которому могли бы двинуться неонацисты. Левые активисты и сочувствующие им горожане затем перекрыли еще одну крупную улицу Антон-штрассе (Antonstrasse) и более мелкие улицы, ведущие к вокзалу: Айзебанн-штрассе (Eisenbahn-Strasse), Ляйпцигер-штрассе (Leipziger-Strasse), Хайн-штрассе (Hainstrasse) мосты Мариенбрюке (Marienbruecke) и Августусбрюке (Augustusbruecke). К 11 часам дня около 200 человек вышли на рельсы у вокзала Митте (Mitte) и парализовали движение поездов в сторону вокзала Нойштадт.

Карта расположения пикетов левых и места сбора неонацистких демонстрантов. Изображение google.maps (кликните для увеличения)
Lenta.ru

Место сбора ультраправых оказалось фактически отрезанным, оттуда не только нельзя было выйти маршем, но и попасть туда для участников шествия стало затруднительно. После того как были перекрыты железнодорожные пути, многим неонацистам пришлось пробираться к вокзалу Нойштадт своим ходом, минуя кордоны левых. То и дело возникали стычки: на одной из улиц антифашисты перевернули и разбили легковую "Субару", на которой по некоторым данным, несколько неонацистов ехали к месту сбора. При этом нужно отметить, что улицы перекрывали не 10-20 антифашистов и левых радикалов, а от нескольких сотен на второстепенных улицах до нескольких тысяч на главных направлениях. Некоторые ультраправые впоследствии жаловались в блогах, что полиция не исполнила своего долга, то есть не обеспечила безопасность и проведение гарантированного законом мероприятия.

Это не совсем так, полиция предпринимала неоднократные попытки снять пикеты с улиц. Наиболее драматично события развернулись на перекрестке Кенигбрюкер-штрассе (Koenigbrueker Strasse) и Бишофсвег (Bischofsweg). Это был один из главных путей, по которому ультраправых на автобусах доставляли на вокзал Нойштадт. Около 13:00 полиция ликвидировала пикет и баррикаду, чтобы дать автобусам проехать. В служащих правопорядка полетели камни с мостовой, и в итоге против левых демонстрантов был применен водомет, что, учитывая мороз на улице, представляется достаточно жесткой мерой. Водомет пускали в ход еще пару раз, но уже не против демонстрантов, а для тушения подожженных баррикад. Были и другие столкновения помельче, но в целом полиция судя по всему старалась лишний раз не провоцировать левых демонстрантов и действовать убеждением, как на улице Фрица Ройтера, где из громкоговорителей раздавались призывы: "Говорит полиция! Мы требуем от вас не бросаться снежками в полицейских!"

В целом блокада вокзала Нойштадт привела к тому, что около пяти тысяч ультраправых смогли прибыть к месту сбора около половины третьего - трех часов дня. Поскольку марш был разрешен до пяти часов, проводить мероприятие уже не имело смысла. Кроме того, улицы все так же оставались заблокированы тысячами левых активистов. В итоге полиция объявила ультраправым, собравшимся на вокзале Нойштадт, что марша не будет, поскольку правоохранительные органы не смогут гарантировать безопасность его участников. Тем не менее никто из левых демонстрантов с улиц не ушел из-за опасений, что это всего лишь уловка, которая должна дать возможность провести марш. Только когда неонацисты начали расходиться и под конвоем полиции садиться в автобусы, стало ясно, что марш уже точно не состоится. Левые сняли пикеты и, объединившись в спонтанную демонстрацию, прошли по Нойштаду до площади Альбертплатц.

Итоги противостояния в Дрездене: полицией задержаны 29 человек в возрасте от 16 до 36 лет. 21 из них представляют левый лагерь. В ходе различных столкновений были легко ранены, по некоторым данным, 27 человек, из них 15 полицейских, пострадавшие от попадания камней и бутылок. Ранен был один из журналистов, которому камень попал в голову. Были повреждены 12 туристических автобусов, разбито восемь легковых машин. Пострадали фасады и окна нескольких зданий. Всего со стороны левого лагеря в антифашистской акции участвовали около 15 тысяч человек. Однако только этим дело не кончилось. Группа неонацистов, разъяренных неудачей в Дрездене, попыталась устроить массовые беспорядки в тюрингском городе Гера (Gera). Им удалось опрокинуть полицейский кордон, однако спустя 15 минут ситуация была взята под контроль, а 183 человека задержаны.

Очевидно, что произошедшее стало ощутимой победой левого лагеря. Неонацисты были побеждены и унижены. Однако это еще один повод, чтобы насторожиться: очевидно, что последует попытка реванша. Руководство ультраправой Национал-демократической партии (NPD) уже заявило о намерении пересмотреть тактику. Так что бои еще предстоят.

Алексей Демьянов

< Назад в рубрику