Мир
20:22, 16 февраля 2010

Пятница, 12-е Преподавательница биологии открыла огонь по коллегам

Василий Чепелевский

В 1986 году 21-летняя Эми Бишоп застрелила из дробовика собственного брата. В 1993-м ее допросили по делу о почтовой посылке с бомбами. А на прошлой неделе в пятницу Бишоп - теперь она младший профессор (доцент) биологического факультета в Университете Алабамы в Хантствилле - на преподавательском совещании вытащила пистолет и открыла огонь по коллегам. Три человека погибли, еще трое были ранены. История, незаурядная даже на фоне многочисленных американских "шутингов".

Эми Бишоп Андерсон 44 года, она защитила в Гарварде докторскую диссертацию по генетике, преподавала в Гарвардской школе медицины, затем вместе с мужем Джеймсом Андерсоном - он тоже ученый - и четырьмя детьми обосновалась в Алабаме, где читает несколько учебных курсов и занимается научной деятельностью. Возможные мотивы ее нападения на сотрудников пока не названы, но Бишоп была недовольна начальством: отработав в университете шесть лет, она могла претендовать на долговременный контракт, но контракт с ней заключать не хотели. Попытки обжаловать это решение успехом не увенчались, и в скором времени Бишоп предстояло искать новую работу.

Орудие убийства - пистолет калибра 9 миллиметров, которым ученая дама владела незаконно: следователи установили, что необходимого разрешения у нее не было. Откуда взялось оружие, неизвестно. По словам мужа обвиняемой, он знал о существовании пистолета, но не о времени или месте его покупки. Джим Андерсон также рассказал, что незадолго до побоища в университете он вместе с женой ездил на стрельбище: практикуясь в стрельбе, своих преступных намерений Эми ничем не выдавала.

"Она была просто обыкновенным преподавателем," - заверял Андерсон журналистов в одном из интервью. Это было бы вполне достоверно - американские "стрелки" зачастую преподносят близким неприятный сюрприз, - если бы не открытия, одно за другим сделанные в биографии Бишоп за последние дни.

Семейная ссора

Эми Бишоп родилась в семье университетского профессора в штате Массачусетс и там же, в родительском доме в городе Брэйнтри, совершила свое первое убийство. Как сама она утверждала, ружье, купленное отцом для самообороны, случайно разрядилось в ее руках, когда она пыталась изучить его устройство. А 18-летний Сет Бишоп попал на линию огня и погиб. Власти эту версию признали и к ответственности девушку не привлекли, однако есть целый ряд подробностей, которые делают оправданность такого решения сомнительной.

"Это совсем другая история", - подчеркнул после убийств в Алабаме шеф полиции Брэйнтри Пол Фрейзер. Но он же со слов одного из участников давнего расследования признал: Сет Бишоп погиб во время ссоры с сестрой. Якобы Эми сперва выстрелила в доме в стену, никого не задев, а уже потом начался скандал, и девушка прострелила брату грудь. Затем она пальнула в потолок, а после этого, грозя оружием, пыталась остановить на близлежащей улице машину. Однако сразу после задержания полицейские приняли версию несчастного случая и отпустили убийцу на поруки матери.

По имеющимся данным, соответствующий приказ отдал тогдашний шеф полиции Джон Полио: он позвонил подчиненным и велел отпустить Эми, напомнив при этом, что мать девушки - член городского кадрового управления. Впрочем, по словам самого престарелого Полио, освобождение Бишоп было связано исключительно с очевидной непреднамеренностью убийства, а попытки объяснить ход дела родственными связями подозреваемой бывший шеф полиции назвал смехотворными.

Почтовая бомба

Студентка Университета Алабамы пишет слова соболезнования. Фото (c)AP
Lenta.ru

Вслед за историей с братоубийством всплыла история с "почтовой бомбой". В понедельник выяснилось, что Бишоп и ее супруг были в 1993 году допрошены по делу о неудавшемся покушении на доктора Пола Розенберга - преподавателя Гарвардской школы медицины и сотрудника Бостонской детской больницы. В биохимической лаборатории этой больницы Бишоп занималась исследованиями после защиты диссертации, и отношения с Розенбергом сложились у нее не слишком удачно.

В посылке, полученной Розенбергом, находились два самодельных взрывных устройства, ни одно из которых не сработало. Вернувшись с женой из отпуска, врач разбирал накопившуюся почту и, приоткрыв коробку, сразу почувствовал неладное и вызвал полицию. Было начато федеральное расследование, около десятка людей допросили, но обвинений никому предъявлено не было. Как утверждает Андерсон, ни он сам, ни Бишоп, ни кто-либо еще подозреваемым не числился, и спустя пять лет после инцидента с бомбой Бюро по контролю за оборотом алкоголя, табака, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ официально подтвердило: супруги чисты перед законом.

Все бы хорошо, но со слов близкого к расследованию источника выяснилось, что поначалу Бишоп считалась именно подозреваемой. Мотив имелся - по мнению следователей, Бишоп опасалась, что Розенберг даст ей неблагоприятную профессиональную характеристику, - а кроме того была учтена история с гибелью брата. Но достаточно весомых улик не нашлось, и дело заглохло.

Обычная встреча

Выстрелы в университете прозвучали 12 февраля во второй половине дня. Совещание, закончившееся кровопролитием, было рутинным, и никаких острых вопросов - в том числе о продлении контрактов - там не обсуждали. "Это была обычная встреча профессорско-преподавательского состава, - рассказывает профессор экологии Роберт Лоутон. - А потом она стала необычной". Просидев молча примерно полчаса, Бишоп достала пистолет и принялась стрелять.

Задержали Бишоп за пределами университетского здания: убийца успела позвонить мужу и попросить, чтобы он приехал за ней на машине. Известно, что перед началом совещания Бишоп успела прочитать студентам две лекции, причем слушатели каких-либо странностей за ней не заметили. Погибли двое профессоров и председатель факультета биологии. Два человека - профессор и доцент - до сих пор находятся в больнице в критическом состоянии, еще одного профессора медики уже отпустили домой.

Эми Бишоп обвиняется в убийстве с отягчающими обстоятельствами, которое карается в Алабаме смертной казнью либо пожизненным заключением, и в трех эпизодах покушения на убийство. Пока обвинители собирают доказательную базу, родственники погибших пытаются выяснить, почему университет взял на работу сотрудницу со столь сомнительным личным багажом: хоть Бишоп формально и не была преступницей, слишком уж явно в ее биографии угадывается склонность к насилию. Как знать, может быть доценту-убийце просто везло.

< Назад в рубрику