По подозрению в убийстве министра внутренних дел Дагестана Адильгерея Магомедтагирова арестованы боец горнострелковой бригады Министерства обороны и еще четыре человека. Расследование дела ведется в условиях строгой секретности - об аресте подозреваемых СМИ стало известно далеко не сразу, а скупые сведения об их личностях журналисты получили лишь из неофициальных источников.
Официально Следственный комитет при прокуратуре РФ 24 февраля объявил, что убийство главы МВД Дагестана раскрыто, что пятеро подозреваемых дают признательные показания и что задержать их удалось благодаря качественной работе следователей. Ни дат задержания и ареста, ни каких-либо подробностей дела ведомство не огласило.
На следующий день газета "Коммерсант" со ссылкой на собственные источники написала, что непосредственным убийцей, по версии следствия, является военнослужащий горнострелковой бригады, дислоцированной в селе Ботлих. Установлено, что именно из его автомата 5 июня 2009 года велась стрельба по министру и его спутникам. Как стало известно журналистам, владелец автомата был задержан первым, а потом указал на четверых своих подельников. Все они - жители Ботлихского района. Заказчик убийства пока не установлен.
Новость о "военном следе" в убийстве Магомедтагирова нельзя назвать неожиданной. Почти сразу после преступления было объявлено, что снайпер, поразивший министра в сердце, пользовался бесшумной винтовкой "Винторез". Прикрывали снайпера (а заодно ранили еще семь человек, кроме министра) огнем из бесшумного автомата "Вал". Эти виды оружия используются спецназом, и считается, что у боевиков таких винтовок и автоматов нет. На определенные мысли наводило и мастерство убийц. Они выпустили по Магомедтагирову и его спутникам около 20 пуль (причем снайпер использовал бронебойные пули), из которых только пять не попали в цель. После преступления снайпер и автоматчик благополучно скрылись.
Для сравнения, боевики на протяжении тех 11 лет, которые Магомедтагиров возглавлял дагестанское МВД, успели десятки раз покуситься на его жизнь и всегда терпели неудачу. К примеру, министру удалось избежать смерти от рук бандитов из группировки "Шариат". Глава этой группировки Расул Макашарипов по кличке "Муслим" в 2005 году пообещал, что путем терактов добьется увольнения всех дагестанских милиционеров. "А тех, кто останется, добью", - недвусмысленно заявил боевик. Однако вскоре после этого Макашарипов был убит, а "Шариат" ликвидировали под непосредственным руководством Магомедтагирова. Оставшиеся в живых сторонники "Муслима" основали банду под названием "Сейфулла". Они поставили перед собой цель отомстить главе МВД. В 2007 году члены группировки дважды устраивали небольшие теракты, зная, что министр лично выедет на место происшествия. По пути совершалось покушение уже на него. Оба покушения окончились неудачей, и членов "Сейфуллы" скоро перебили.
Таким образом, министр являлся "крепким орешком", который вряд ли был по зубам боевикам. Хотя сразу после убийства ответственность за преступление попытался взять на себя полевой командир Ибрагим Гаджидадаев, никто всерьез не отнесся к его заявлению.
В СМИ высказывалась версия, согласно которой убийство Магомедтагирова организовали его коллеги из МВД. Якобы милиционеры решили "убрать" начальника из-за каких-то разногласий. В качестве доказательства этой версии приводился тот факт, что убийство было совершено на свадьбе дочери подчиненного Магомедтагирова - начальника управления МВД Дагестана по налоговым преступлениям Абдулждапара Магомедова. Утверждалось, что застолье было ловушкой для главы министерства. Однако эта версия начинает казаться сомнительной, если вспомнить, что Магомедов тоже был ранен во время покушения. Конечно, ему повезло больше, чем самому министру и главе тылового подразделения МВД республики Абдуразаку Абакарову, позднее скончавшемуся в больнице. Тем не менее, отец невесты пострадал очень сильно и некоторое время находился в критическом состоянии. Стал бы он ради убийства начальника не только превращать свадьбу дочери в кровавую бойню, но и всерьез рисковать собственной жизнью?
Также СМИ связывали убийство министра с политикой. По некоторым данным, в 2010 году Магомедтагиров собирался баллотироваться на пост президента Дагестана. Большого развития в сообщениях прессы эта версия не получила.
Наконец, аналитики предполагали, что убийство Магомедтагирова могли совершить мирные жители, обидевшиеся на слишком жесткие методы работы главы МВД. Министру приходилось конфликтовать с дагестанцами, принадлежность которых к числу боевиков довольно-таки маловероятна. С министром пытались судиться родственники троих жителей Махачкалы, убитых в 2008 году во время спецоперации. Родственники утверждали, что Рашид Газилалиев, его жена Севда Абдуллаева и Руслан Казанбиев были застрелены и объявлены ваххабитами, хотя не имели никакого отношения к боевикам. Семьи пытались отсудить у Магомедтагирова компенсацию за ущерб чести и достоинству погибших. Суд отклонил иск на том основании, что в квартире убитых обнаружили доказательства их принадлежности к незаконным формированиям. Тем не менее, истцов поддержали несколько сотен жителей Махачкалы, в августе 2008 года собравшиеся на митинг с требованием отставки Магомедтагирова.
Впрочем, предположение, согласно которому высокопрофессиональное убийство могли организовать обиженные гражданские лица, выглядит еще более неправдоподобным, чем версия о виновности боевиков.
Так или иначе, официальная версия следствия касательно мотивов убийства пока неизвестна. Следователь Сергей Худык в беседе с журналистом "Коммерсанта" разъяснил свою позицию следующим образом: "Любые детали, разглашенные на этом этапе, могут повредить ходу расследования и поставить под угрозу безопасность самих задержанных". Кстати, журналистам стало известно, что расследование ведется исключительно на федеральном уровне и ни один следователь из Дагестана в нем не участвует.
Татьяна Ефременко