В слегка припозднившемся февральском выпуске (ну бывает, месяц короткий, не рассчитали) "Лента.Ру" оценивает кавер-альбомы от Питера Гэбриэла и проекта The Hotrats, концертные диски "Аквариума" и группы "и Друг Мой Грузовик…", а также долгожданную пластинку от Massive Attack.
Пятый студийный альбом бристольских гениев от трип-хопа мало для кого смог сложиться в целостную идеальную картинку, каковой был "Blue Lines" в 1991-м или "Mezzanine" в 1998-м. Действительно, после таких мощных концертных презентаций "Heligoland", как, например, в октябре в московском Дворце спорта "Лужники", без некоторого недоумения воспринимать студийную версию не получается.
Massive Attack, от которых ждали вестей долгих семь лет, будто бы - сознательно или нет - высушили и обесцветили самих себя. Может быть, тому виной преждевременная утечка альбома в интернет, после которой музыканты объявили, что изрядно перетрясли и подчистили треклист "Heligoland", а может быть, погоня за модными трендами вроде дабстепа, наложившего холодными индустриальными тонами отпечаток на всю современную электронику.
Но какими бы ни были причины и обстоятельства, в общем и целом Massive Attack не только смогли остаться верными себе, но и выдать несколько впечатляющих произведений под стать окружающей действительности. Здесь, конечно, есть еще и заслуга приглашенных коллег, без чьего участия не обходится ни одна пластинка Massive Attack. На этот раз ключевыми персонажами стали Мартина Топли-Берд, Тунде Адебимпе и Дэймон Албарн. Бывшая муза Трики, некогда самого зачитывавшего рэпаки в группе, вписалась настолько удачно, что вполне может подменить Лиз Фрейзер в роли музы уже для самих Massive Attack. Вокалист TV on the Radio своим шаманским заклинанием "Pray For Rain" смог переплюнуть самого Хораса Энди. Ну а лидер Blur и Gorillaz одарил диск пронзительным любовным "Saturday Come Slow", эмоциональной вершиной "Heligoland".
И все равно в целостную идеальную картинку все это не складывается. Как, впрочем, и вся современная музыка. Кругом одни лишь всполохи, а гармонии нет.
В последнее время "Аквариум" увлекся каталогизацией своих живых записей. Так, в 2009-м вышел диск с заковыристым названием "Зомбияйц", собравший номера с гастрольной программы "Новый электрический пес" 1998 года. А теперь вот БГ зафиксировал новейший тур в поддержку "Пушкинской, 10".
"День радости" был записан минувшим декабрем в ходе выступления группы в Екатеринбурге и как бы являет собой "бест оф" концертного "Аквариума" образца конца нулевых. Примечательно, что композиций с последнего студийного диска коллектива здесь нет вовсе (заглавная "День радости", известная еще с начала 1990-х, не в счет): основу программы составляют треки с "Лошади белой". Но припасены и старинки вроде "С той стороны зеркального стекла" и "Мне было бы легче петь", и долгое время гулявшие только по бутлегам "Не трать время" и "Два поезда", и даже две песни авторства не Гребенщикова - инструментальные треки "Suaimhneas Intinne" и "Last Of The Stars" нового рекрута "Аквариума", ирландского флейтиста Брайана Финнегана из группы Flook.
Вкусный треклист омрачается качеством записи - она пультовая, а от этого эмоции зрителей в зале и даже музыкантов на сцене практически не считываются, и общая атмосфера выглядит довольно пришибленной. К тому же чувствуется, что Борис Борисович немного не в голосе, а "Аквариум" не так вдохновенен, - были в этом туре куда более впечатляющие концерты.
Понятно, что процесс записи довольно затратен и выбирать для него время и место приходится фактически наудачу. В этот раз звезды не сошлись. А жаль.
При всех прочих равных лучше послушать вышедший одновременно с "Днем радости" другой концертный диск "Аквариума" - "Оракул божественной бутылки", записанный в 1998-м на дне рождения БГ в одноименном клубе. Там все куда душевнее.
Стали бы вы слушать группу, чей альбом полностью состоит из кавер-версий песен, добрая половина из которых входит в условный топ лучших поп- и рок-композиций всех времен и народов?! Ответ очевиден.
Тем более что за этой самой группой, названной в честь диска Фрэнка Заппы, стоят не самые последние люди британского музыкального бизнеса: участники брит-поп трио Supergrass - вокалист и гитарист Гэз Кумбс и барабанщик Дэнни Гоффи, а также продюсер Radiohead Найджел Годрич.
Проект The Hotrats был вдохновлен знаменитым кавер-альбомом Дэвида Боуи "Pin Ups" 1973 года. По сути группа не претендует на художественную ценность и просто развлекается, но при этом обнаруживает заразительный драйв и отменный вкус. "Горячие крысы" исполняют нетленки и The Velvet Underground ("I Can't Stand It"), и The Doors ("The Crystal Ship"), и The Kinks ("Big Sky"), и Roxy Music ("Love Is The Drug"), и Pink Floyd ("Bike"), и The Cure ("The Lovecats"), и Sex Pistols ("E.M.I."), и, конечно, Дэвида Боуи ("Queen Bitch"). Согласитесь, голова кружится только от одного перечисления. Подчас коллектив излишне грешит панковским, чересчур прямолинейным и грязным подходом, но спокойно пройти мимо диска "Turn Ons" все равно невозможно.
Всем прекрасно известно, как подолгу бывший вокалист Genesis Питер Гэбриэл работает над своими сольными альбомами. Да, на рубеже 70-х - 80-х в творчестве певца случилась стремительная пятилетка, за которую он настрогал аж четыре безымянных диска, но последние годы показали, что даже 10 лет корпения над пластинкой для Гэбриэла не срок. Перфекционизм мастера полностью оправдан. Доселе проходных альбомов за ним не числилось. Но стоило Гэбриэлу поторопиться, как все обернулось крахом.
На диск "Scratch My Back" исполнитель потратил меньше года. Он не написал для него ни ноты, ни строчки - лишь перепел любимые песни своих коллег, отказавшись при этом от традиционного рок-н-ролльного инструментария и взяв в аккомпаниаторы симфонический оркестр. Получившиеся псевдоклассические перелицовки Radiohead, Arcade Fire, Talking Heads, Пола Саймона, Нила Янга, Лу Рида и того же Дэвида Боуи, спетые почему-то усталым и отстраненным голосом, вышли не просто вялыми, а совершенно безжизненными. Очевидно, с помощью оркестровок Гэбриэл надеялся представить оригиналы во всей их простоте, дойти до самой их сути, но в результате препарирования попросту лишил их скелета и души.
Естественно, нестандартная задумка не могла не иметь под собой еще более заумной концепции: предполагается, что все артисты, на которых положил глаз маэстро, должны в ответ записать кавер на какую-либо из песен Гэбриэла, и по итогам этого обмена любезностями выйдет ответный диск "I'll Scratch Yours". Если вдруг воссоединятся Talking Heads (что практически нереально), то это станет единственным оправданием для всей этой более чем сомнительной затеи.
Многое из того, что нужно знать о новом альбоме любимцев столичных критиков, "грузовики" уже поведали в недавнем интервью "Ленте.ру". Как и обещалось, "Живот" - это своеобразная ретроспектива творчества днепропетровского трио, только изложенная в режиме концерта. Идею подкинул промоутер группы, однажды намекнувший, что живьем "и Друг Мой Грузовик..." значительно превосходит себя в записи, и посему неплохо бы пополнить дискографию коллектива концертным диском.
Полноценного лайва, к сожалению, так и не случилось. Ввиду технических трудностей запись прошла не на настоящем концерте, а в студии, но в максимально приближенных к полевым условиях: в один-два дубля, не подчищая мелкие огрехи, всего за три часа. Это-то обстоятельство и сыграло злую шутку с "грузовиками".
"Живот" звучит скорее как запись с репетиции, поэтому тем, кто только начинает знакомство с "и Друг Мой Грузовик...", лучше его отложить в сторонку. Но давние поклонники в обиде не останутся, на пластинке представлены сразу четыре новинки: мини-трибьют Sonic Youth "Молодежи", трогательная история "Папа играет на бас-гитаре", сказ о социальной несправедливости "Мир для худых" и просто суперхит "Поджигайте радиостанции". Считайте это подготовкой к следующему альбому, который по слухам уже не за горами.