В Америке погиб еще один приемный ребенок из России. Случилось это в прошлом августе, но достоянием общественности дело стало только теперь. В конце февраля против четы Крейверов, которые живут в Кэрролл-Тауншип, штат Пенсильвания, были выдвинуты обвинения в убийстве: по данным следствия, усыновленный ими Натаниэл - урожденный Ваня Скоробогатов - получил перед смертью множественные телесные повреждения.
Точнее, медики насчитали более восьмидесяти повреждений, свежих и застарелых, двадцать из которых - в области головы. Неизвестно, когда начались побои, но явно задолго до гибели мальчика. К примеру, приемная бабушка - мать Майкла Крейвера - рассказала следователям, что за пару месяцев до гибели Натаниэла видела его с разбитым лицом. По ее словам, лицо мальчика было настолько распухшим, что глаза казались крохотными щелками. И это не единственное свидетельство такого рода.
Как следует из материалов дела, утром 20 августа Крейверы обнаружили, что Натаниэл лежит в собственной постели без сознания, и отец отвез его в местную Больницу Святого Духа. В себя мальчик так и не пришел, и 24 августа медики - по распоряжению приемных родителей - отключили систему жизнеобеспечения. На следующий день Ваня-Натаниэл скончался.
История начинается в 2003 году, когда Крейверы забрали Ваню и его сестру-близнеца Дашу - впоследствии Элизабет - из детского дома в Челябинске. Усыновление было законно оформлено, и, как рассказывала в эфире российского телевидения представительница детского дома, в Россию своевременно приходили отчеты о счастливой жизни Вани с Дашей в новой семье. В действительности же все шло не так уж благополучно, и примерно два года назад Натаниэла и Элизабет на некоторое время взяли под опеку властей - но затем вернули в семью.
В чем там было дело, до конца не ясно, но судя по всему - все в тех же телесных повреждениях. Версия Крейверов сводится к тому, что у Натаниэла была склонность к членовредительству, он постоянно ударялся о какие-то предметы и уродовал себя. Именно так замеченные ушибы объясняли бабушке - мальчик, дескать, врезался в столб. А накануне последней госпитализации Натаниэл - опять-таки по версии Крейверов - упал и ушибся головой об камин. Для борьбы с членовредительством ребенку даже некоторое время давали какое-то лекарство, но потом перестали.
Надо полагать, следы предполагаемого членовредительства заметили в местном учреждении дошкольного воспитания, и именно с этим было связано временное изъятие детей из семьи. Во всяком случае, когда органы опеки сняли с Крейверов подозрения и вернули детей, Майкл и его жена Нанетт обвинили работников детского сада в недостатке понимания и стали воспитывать Натаниэла и Элизабет дома. Печальный итог воспитания брата мы знаем, сестра же сейчас находится под покровительством социальных работников и вроде бы пребывает в добром здравии.
В настоящее время 45-летний Майкл Крейвер и его 54-летняя супруга помещены в тюрьму округа Йорк без права на освобождение под залог. Каждый обвиняется по одному пункту преступного лишения жизни, одному пункту создания угрозы для благополучия детей и трем пунктам преступного сговора. На резонный вопрос о том, почему же до обвинений дело дошло только теперь, спустя полгода, дан ответ: все это время велась судебная экспертиза.
Согласно отчету патологоанатома, повреждения, следы которых обнаружены на теле Натаниэла Крейвера, были нанесены ему в период с мая по август 2009 года. В числе прочего, у мальчика нашли отек головного мозга и мозгового ствола. Смерть наступила в результате осложнений черепно-мозговых травм, а сопутствующим фактором было серьезное отставание физического развития, вызванное нехваткой питательных веществ. В общем, все выглядит так, будто Натаниэла недокармливали, били, а последствия побоев не лечили.
Совокупность имеющихся сведений практически обесценивает утверждения Крейверов. Конечно, возможно, что Ваня был "трудным" ребенком с какими-то отклонениями, но это не объясняет его истощения и отсутствия медицинской помощи. Или, например, красноречивое свидетельство тетушки Майкла Крейвера - Сэнди Аткинс: когда та в середине августа навестила родню, Натаниэл в нее буквально вцепился и не хотел отпускать. Короче говоря, все слишком похоже на убийство - которому предшествовали длительные истязания.
Какой бы вопиющей не была эта история, ее, увы, можно назвать заурядной. Похожих дел за последние годы было так много, что их полное описание в рамки одной заметки попросту не вмещается. Можно вспомнить случай 2008 года - гибель маленького Чейза Харрисона (Димы Яковлева), которого приемный отец по рассеянности на целый день оставил на жаре внутри запертого автомобиля-внедорожника. Или 2007 год, когда супруги Мэтни сознались в непреднамеренном убийстве приемного сына Виктора (Вити Тулимова), которого они морили голодом и заперли в наказание в холодном подвале.
В связи с делом Крейверов в прессе публикуют разные подсчеты, по которым выходит, что за последние полтора-два десятка лет в результате насилия в приемных американских семьях погибли 15 или 16 детей из России. Российские дипломаты возмущены тем, что им своевременно не доложили о гибели Вани, Следственный комитет при прокуратуре РФ возбудил по факту смерти ребенка собственное уголовное дело, а в обществе заговорили о необходимости моратория на усыновление американцами - или вообще иностранцами - осиротевших или брошенных родителями российских детей.
Суд в Америке определит степень вины Крейверов, следователи в России попробуют выяснить, как проводилось усыновление и почему случившееся стало возможным, а наблюдатели между тем получают простор для спекуляций. К примеру, разглядывая сейчас полицейские снимки Крейверов, несложно заявить, что Нанетт - садистка, а Майкл - идиот, что это написано на их лицах и что подпускать их к детям было немыслимо. Но ценность таких заключений задним умом сомнительна.
И еще более сомнительна справедливость гневных обобщений про одержимость американцев издевательствами над русскими детьми. Характерно, что интереса к совершаемым в России преступлениям против детей, будь то приемных или родных, такие обобщения не предполагают. Впрочем, можно констатировать, что потенциальные детоубийцы из США почему-то внесли Россию в свой список. Список государств, неспособных или не желающих позаботиться о своем будущем - детях.