4 марта в двух шагах от московского офиса "Яндекса" под лозунгом "140 символов уже много" прошла третья конференция i-Community 2010. Формально она была посвящена блогосфере, социальным сетям и интернет-сообществам. Однако в этот раз говорили почти исключительно про Twitter - почти так же активно, как несколько лет назад про Web 2.0.
Российская аудитория Twitter, по данным "Яндекса", пока пренебрежимо мала. Русскоязычных микроблогов всего 183 тысячи - 0,2 процента от общего числа. Если темпы роста отечественной твитосферы сохранятся, то в 2011 году можно рассчитывать на миллион пользователей. Это немногим более процента от нынешнего числа микроблогов.
Как заявил руководитель сервиса "Яндекса" "Поиск по блогам" Антон Волнухин, в настоящее время русскоязычный Twitter находится на том же уровне, что англоязычный в 2008 году.
Рунетчики изо всех сил пытаются сократить это отставание. Вот уже полгода, а то и год, пытаются освоить Twitter. Другими словами, ищут среди 183 тысяч микроблогов деньги. На конференции было представлено несколько примеров ведения бизнеса, но в основном они годились либо для микроблогеров, входящих в первую десятку, либо для рекламодателей, которые не считают денег на продвижение в социальных медиа.
В течение нескольких часов представители рекламных агентств, маркетинговых отделов различных компаний и просто сочувствующие с неохотой признавали тот факт, что денежную отдачу от рекламы в социальных медиа, не говоря уже о Twitter, измерить пока очень сложно, если не сказать невозможно.
Некая неопределенность и загадочность ждала и простых пользователей Twitter, которые пытаются понять, зачем вообще нужен этот сервис и как его можно использовать. Это уже не техническая, но человеческая сторона взаимодействия с сервисом. Чуть ли не впервые на IT-мероприятии эту тему затронули с психотерапевтической точки зрения. Психотерапевт Марк Сандомирский кратко изложил суть отношения пользователей к тому или иному виду интернет-сервисов.
Если передавать его мысль кратко, то Twitter - не средство обмена короткими порциями информации и не источник ссылок, удовлетворяющих информационные потребности. По мнению Сандомирского, микроблоги в первую очередь удовлетворяют потребность человека подавать сигналы "свой-чужой" и делить окружающую реальность на "своих" и "чужих". Тем самым они апеллируют к одному из самых глубоких инстинктов человека - инстинкту самосохранения.
Тема непознаваемости Twitter для российского бизнеса и стартапов была затронута на секции, посвященной правовым вопросам, связанным с социальными медиа. Вернее, она как раз осталась в стороне. Внезапно выяснилось, что ни о каких юридических нормах и понятиях для социальных медиа речь идти не может, пока нет хотя бы слабого понимания того, как регулировать правовые отношения в интернете.
Действительно, вот уже много лет юристы с разных сторон подбираются к этой проблеме. Пока единственным важным результатом их попыток стала четвертая часть Гражданского кодекса, которая вывела многие социальные медиа в "серую зону". То есть теоретически контент-провайдеры (видеохостинги, социальные сети) могут понести юридическую ответственность за действия пользователя.
При таких правовых рисках создание масштабных сервисов, использующих контент из Twitter и других ресурсов, - опасно. Хуже всего то, что в отсутствие соответствующих норм степень этой опасности измерить еще сложнее, чем отдачу от рекламной акции в Twitter или Facebook.
Если суммировать все обсуждения i-Community 2010, то выходит, что самый быстрорастущий блогосервис (за год русскоязычный Twitter вырос в 26 раз!) остается и самым неизученным. Ежедневно в эту Twitta incognita рунетчики отправляют 150 тысяч записей.
Кому и зачем все это нужно, то есть в чем смысл Twitter, пока, как видно, никто не сформулировал. Тем более в 140 символах.