Нигерийская полиция смогла остановить резню в районе города Джос только после того, как количество погибших приблизилось к пятистам человек. Однако очередной кровавый конфликт, жертвами которого стали в основном старики, женщины и дети, страшен не только тем, что убитых здесь уже привыкли считать сотнями. Главное, что ни политики, ни ученые, ни религиозные деятели не знают, как эту бойню остановить.
В ночь на 7 марта жители населенных земледельцами-христианами деревень Дого-На-Хава, Ратсат и Джеджи были разбужены выстрелами из автоматов, раздававшихся с близлежащих холмов. Десятки боевиков народности фульбе, исповедующих ислам, вошли в деревни и начали убивать всех, кто не успел убежать. В качестве оружия использовались мачете, вокруг деревень были предусмотрительно расставлены охотничьи капканы.
Нападавшие, в основном совсем молодые люди, юноши, убивали всех без разбора, а затем подожгли десятки домов. Атака была хорошо организована и продумана. Пытавшихся скрыться жителей деревень вылавливали в кустах и убивали. Тех, кто попался в капканы, постигла та же участь. Раненых практически не было - старались добить всех. Естественно, что не смогли спастись самые слабые - женщины, дети, старики.
Власти срочно объявили в штате Плато, вблизи столицы которого произошла резня, тревогу и высший уровень опасности. Прибывшие на место силы безопасности арестовали 95 нападавших и предотвратили ответную акцию - христиане-беромы уже собрали отряды воинственно настроенных молодых людей, готовых отомстить за смерть соплеменников.
Одной из вероятных причин нападения называют месть за январское избиение мусульман в Джосе. Тогда в результате вспышки насилия погибли более 460 человек, в основном исповедовавших ислам. Власти не могли навести порядок в городе в течение четырех дней, начиная с 17 января. Причины вспышки насилия до сих пор не ясны - то ли мусульмане собирались возвести мечеть в христианском районе, то ли кто-то поджег христианских храм с прихожанами; назывались и другие поводы.
Штат Плато находится в центре Нигерии, в поясе соприкосновения мусульманского севера и христианского юга. Однако череда конфликтов объясняется не только религиозным противостоянием - это еще и борьба за жизненное пространство, в данном конкретном случае - за землю. Беромы - землепашцы, и постепенно их поля распространились на плодородные земли по берегам близлежащих рек. Соответственно, скотоводы-фульбе лишились лучших пастбищ.
Давно назревший конфликт прорвался под маской религиозного противостояния. Но и это еще не все. В Нигерии, особенно в северных и центральных районах, очень высок уровень ксенофобии. Пришлые там - люди второго сорта. Но чужаками считаются даже те, чьи предки поселились на новых для себя землях еще десятки лет назад. Коренные народности это прекрасно помнят, и два-три поколения на новом месте не делают пришельцев "местными" - они так и остаются чужаками.
В этих условиях религия выполняет, скорее, роль метки "свой-чужой", но сама по себе является только частью очень сложного, многослойного этнополитического конфликта, движущей силой которого остается борьба за ресурсы в условиях нищеты и массовой безработицы.
Нигерия - самая большая по численности населения страна Африки, в ней проживают около 150 миллионов человек. При этом по площади она далеко не лидер - 14-е место среди стран континента. Высокая плотность населения усугубляется его чрезвычайно разнообразным этническим составом - здесь соседствуют около 250 племен и народностей. Зато господствующих религий всего две: христианство исповедует около 40 процентов нигерийцев, половина населения - мусульмане. Еще 10 процентов являются сторонниками древних африканских культов.
Несмотря на то, что Нигерия стала крупнейшим в Африке экспортером нефти и занимает по этому показателю восьмое место в мире, страна осталась чрезвычайно бедной. Подавляющее большинство ее жителей - около 65 процентов - заняты в сельском хозяйстве. Средняя продолжительность жизни мужчин - 46 лет, женщин - на два года больше.
На севере страны большинство населения издавна составляли мусульмане народности хауса. Они всегда славились предпринимательской хваткой, их считали хорошими бизнесменами и купцами. Миграция мусульман в центральные районы, в частности в штат Плато, началась еще в начале XX века. Британские колонизаторы активно поддерживали ее, поскольку хауса активно осваивали месторождения олова, бывшего тогда главным экспортным товаром страны.
После истощения месторождений, когда место олова в экспорте заняла нефть, хауса и другие "пришлые" вынуждены были переключиться на другие виды деятельности, вступив в конкуренцию с коренными народами провинции, в том числе с беромами.
Конфликты обострялись, хауса обвиняли местных в том, что те просто завидуют их деловой хватке. Беромы в ответ заявляли, что мусульмане несут с собой свои законы и обычаи, в частности хотят навязать им шариат. В 12 из 36 штатов Нигерии суды шариата уже официально действуют, причем их юрисдикция распространяется не только на мусульман, но и на проживающих там христиан, что вызывает многочисленные конфликты.
Штат Плато и город Джос, находящиеся на линии соприкосновения двух основных религий, в последние годы стали главной ареной противостояния. В 2001 году массовые беспорядки вспыхнули в связи с назначением мусульманина на должность координатора федеральных программ по борьбе с бедностью. Тогда с обеих сторон погибли около тысячи человек.
Выборы 2008 года, на которых мусульмане и христиане поддерживали разных кандидатов, завершились очередной бойней, во время которой за два дня погибли более 400 человек. Беспорядки, как обычно, сопровождались погромами и пожарами.
Город Джос был далеко не единственным местом столкновений. Так, в 2004 году христиане убили более 600 мусульман-фульбе в местечке Йельва. Тогда было сожжено 12 мечетей, более 300 домов, нападавшие не пощадили даже пациентов местной больницы.
Власти успевают реагировать только постфактум - вводят войска, объявляют комендантский час, арестовывают подозреваемых, но через некоторое время все повторяется снова. Методы наведения порядка не менее жестоки - после январских погромов интернет заполнили ролики с кадрами внесудебных расстрелов подозреваемых в участии в беспорядках. Казни происходили не где-то в застенках, а прямо на улицах, спокойно и хладнокровно.
Политическое решение конфликта, если оно вообще возможно, затягивается еще и из-за длительной болезни президента Нигерии Умару Ярадуа, который в течение трех месяцев лечился в Саудовской Аравии, а после возвращение в страну сразу лег в больницу. Январские столкновение в Джосе произошли во время политического кризиса, вызванного отсутствием президента.
Всю полноту власти в стране взял в свои руки вице-президент Гудлак Джонатан. Однако после того, как он распорядился послать в район конфликта войска, это действие многие расценили как неконституционное - только президент имеет право отдавать подобные приказы вооруженным силам. После резни 7 марта Джонатан снова ввел в районы столкновений армию и полицию, приказал силам безопасности остановить контрабанду оружия в Плато.
Конфликт, вернее, гуманитарную катастрофу, на время купировали. На большее, видимо, власть пока не способна. Ведь даже проект долгосрочного урегулирования предложить пока никто не в состоянии.
Влад Гордеев