Международное искусствоведческое сообщество оказалось взбудоражено вопросом о подлинности комплекта из 74 гипсовых скульптур Эдгара Дега, невесть откуда взявшегося в конце прошлого года, спустя почти век со дня смерти художника. Если будет принято решение в пользу аутентичности работ, отмечает критик The Art Newspaper, коллекцию скульптур можно будет считать одной из самых грандиозных находок XXI века в мире искусства.
Причин у столь высокой оценки несколько. Вот первая из них. До сих пор скульптуры Дега были известны в трех ипостасях. Во-первых, это восковые оригиналы, отреставрированные и по большей части хранящиеся в Национальной галерее искусства в Вашингтоне. Во-вторых, в 1919 году, спустя два года после смерти художника, в мастерской Гебрара (Hebrard) с восковых моделей были отлиты бронзовые скульптуры (сейчас они находятся в музее Нортона Саймона в Калифорнии). Все остальные варианты статуэток Дега, находящиеся во многих музеях и частных собраниях мира, являются именно копиями со скульптур, сделанных Гебраром; их отливали в 1919-36 и затем в 1955-64 годах. Таким образом, найденные гипсовые работы, в случае признания их подлинности, окажутся единственными статуэтками Дега, отлитыми на основе восковых моделей еще при жизни художника.
Причина вторая. Скульптуры, отлитые на основе бронзовых моделей Гебрара, являются, в сущности, копиями с копии; деформация при их изготовке составляет около 2 процентов. В свою очередь бронзовые статуэтки, отлитые с обнаруженных гипсов, должны будут более точно передавать внешний вид оригинала - а следовательно и дороже стоить. Уже заключен контракт, по которому 73 из 74 найденных статуэток будут размножены в бронзе в 29 экземплярах. Один из таких бронзовых "наборов" уже изготовили и оценили приблизительно в 20 миллионов долларов; при умножении на 29 получаем 580 миллионов.
Особняком стоит гипсовая "Маленькая танцовщица", самая знаменитая скульптура Дега и безусловный шедевр. О ценности этого произведения говорит хотя бы то, что один из его вариантов, сделанных с моделей Гебрара, в феврале 2009 года был продан на Sotheby's за 13,3 миллиона фунтов стерлингов (около 20 миллионов долларов). Сообщается, что Леонардо Бенатов (Leonardo Benatov), бывший владелец гипсового "клада", хранивший своего Дега в секрете, в конце 1990-х не удержался и сделал 46 бронзовых версий "Танцовщицы". Каждая из них, как говорят, была продана примерно за два миллиона долларов.
Наконец, существенно, что новонайденная "Танцовщица", как и другие изображения, в некоторых деталях отличаются от бронзовых скульптур Дега, которые были известны до этого. Искусствоведы знают, что в течение жизни художник переделывал восковые модели своих скульптур. Сторонники версии об аутентичности гипсовых слепков предполагают, что они были сделаны с первоначальных, еще не измененных скульптором восковых оригиналов. Таким образом, они отражают более раннюю стадию замысла художника и оказываются особенно ценными.
Откуда взялись гипсовые слепки? Бенатов утверждает, что они хранились в запертом помещении литейной мастерской Вальсуани (Valsuani), которую он купил в 1981 году. О том, как работы оказались в Вальсуани, можно строить догадки. Не исключено, что слепки с восковых оригиналов 1887 по 1912 год изготавливал близкий друг Дега скульптор Поль-Альбер Бартоломе (Paul-Albert Bartholome); указание на это, в частности, прочитывается в одном из писем Дега. После смерти Бартоломе в 1928 году слепки должны были достаться его жене, которая в 1955-м была помещена в психиатрическую лечебницу, где и скончалась четырьмя годами позднее. По словам Бенатова, один из работников литейной мастерской, ныне покойный, рассказал ему, что гипсовые изображения в 1955 году в Вальсуани принес Альбино Палаццоло (Albino Palazzolo), главный литейщик Гебрара. Таким образом, история слепков выстраивается внешне правдоподобная, однако провенанс не подтвержден документами, а значит вопрос о подлинности стоит остро.
В 2004 году Бенатов показал свое сокровище арт-дилеру Уолтеру Майбауму (Walter Maibaum). "Для меня это было все равно, что открыть гробницу Тутанхамона или китайскую терракотовую армию", - делился впечатлениями Майбаум. В 2007-м году он купил 73 слепка (кроме гипсовой "Танцовщицы", которая уже была продана в 2005-м) и создал компанию Degas Sculpture Project Ltd. Она и заключила контракт на изготовление 29 бронзовых наборов. Часть гипсовых оригиналов после этого Майбаум продал, оставив себе лишь 22 слепка.
В конце ноября 2009-го арт-дилер представил нового Дега, отлитого в бронзе, на выставке в Афинах. В конце марта должна открыться выставка скульптур Дега в Тель-Авиве; еще один набор бронзовых изображений в 2011 году отправится в североамериканское турне. Среди других городов, которые выразили живую заинтересованность в подобных выставках - София, Салоники, Прага и Петербург. Директора музеев в Тель-Авиве и Новом Орлеане оказались настолько уверены в подлинности работ, что уже заказали себе по набору у Degas Sculpture Project Ltd. В прессе называются и имена коллекционеров, которые заказали себе комплекты скульптур.
Тем не менее, главные специалисты по творчеству Дега хранят молчание. Некоторым запретили высказываться музеи, в которых они работают; причина в том, что скульптуры оказались предметом торговли на арт-рынке. Другие могут опасаться исков или просто не хотят показывать неуверенность или противоречия в среде экспертов, предполагают журналисты. 19 января в Нью-Йорке прошло обсуждение среди искусствоведов, однако результаты дискуссии официально не выносились на публику. Тем не менее, представителям СМИ удалось поговорить с одним из участников конференции, настроенным скептически. По его мнению, гипсовые слепки могли быть изготовлены в последние несколько десятилетий с форм, использовавшихся в мастерской Гебрара.
Майбаум выразил сожаление в связи с тем, что специалисты-скептики отказались выступить со своим мнением открыто. Однако этот шаг объяснил другой участник обсуждения вопроса о подлинности, также отказавшийся называть себя. По его словам, специалисты единогласно решили, что гипсовые слепки - вовсе не то, за что их выдают, и сочли разумным не ввязываться в ненужные дискуссии, а дать авторитетному мнению потихоньку проникнуть на рынок. "Пусть это предприятие само рухнет под собственным весом", - сказал искусствовед.