Всего через десять дней после воодушевляющих сообщений о скором начале переговоров между Израилем и палестинцами политический ландшафт в регионе стал напоминать дымящиеся руины. Вместо долгожданного возобновления процесса ближневосточного урегулирования произошла невиданная за последние 35 лет дипломатическая свара двух союзников - США и Израиля, аккомпанементом для которой стали массовые выступления палестинцев, беспорядки и призывы начать третью интифаду.
Договоренность о возобновлении переговоров между представителями администрации главы Палестинской автономии Махмуда Аббаса и руководством Израиля была преподнесена как большая дипломатическая победа Вашингтона. Ее не омрачало даже то обстоятельство, что переговоры намечались не прямые, в роли посредника должны были выступить США. Главное - сдвинуться с мертвой точки и возобновить процесс, прерванный более года назад.
Мировые СМИ сообщили о достижении этого принципиального соглашения 7 марта. Как оказалось позже, оно носило самый общий и предварительный характер: ни о точных сроках, ни о тематике этих переговоров стороны еще не договорились. Неопределенно сообщалось, что переговоры начнутся "через несколько недель", а основные вопросы повестки дня еще только предстояло согласовать.
Для этого в Белом доме уже был подготовлен план визитов. Первым в Израиль должен был отправиться вице-президент Джо Байден, следом за ним туда же планировал вылететь специальный посланник США на Ближнем Востоке Джордж Митчелл. Именно ему предстояло сыграть роль посредника в сближении израильтян и палестинцев. Ближайшей целью Митчелл объявил возобновление прямых переговоров между сторонами, то есть реанимацию процесса урегулирования.
Израильский премьер Биньямин Нетаниягу также выступил с оптимистическим заявлением и выразил надежду, что переговоры через посредника приведут к возобновлению "непосредственных контактов", а там и до подписания мирного соглашения недалеко.
Байден вылетел в Израиль 8 марта. В тот же день прозвучал первый тревожный звонок - министерство обороны Израиля утвердило план строительства 112 "единиц жилья" в поселении Бейтар-Илит на Западном берегу. При этом официальные лица уточнили, что данное решение не вступает в противоречие с объявленным в ноябре 2009 года мораторием на новое строительство, поскольку разрешение было выдано еще правительством Эхуда Ольмерта до введения моратория. Кроме того, постройка новых домов объяснялась "экстраординарными" соображениями безопасности.
Кстати, "ольмертовский" мораторий был объявлен под давлением США, так как прекращение строительства новых поселений на палестинских землях было главным условием возобновления переговоров, которое выдвинула администрация Махмуда Аббаса. Решение же правительства Нетаниягу о строительстве возмутило руководство ПА - палестинцы заявили, что оно ставит под угрозу переговоры, договоренность о которых была достигнута с таким трудом.
Настоящий скандал разгорелся позже. Уже во время визита Байдена в Израиль партнер Нетиниягу по правящей коалиции, министр внутренних дел Эли Ишая объявил, что его ведомство утвердило проект строительства 1600 новых "единиц жилья" в Восточном Иерусалиме. Формально это решение тоже не нарушало мораторий - тот касался только строительства на Западном берегу. Тем не менее, сообщение произвело эффект разорвавшейся бомбы.
После неформального ужина с израильским премьером без галстуков в присутствии жен, после заявлений, что "связь Израиля и США крепка, как никогда", после обещаний быть на стороне тех, "кто рискует ради мира", и уверений в восприятии проблем Израиля "как своих собственных", Байден вынужден был резко развернуть свою риторику на 180 градусов.
"Я осуждаю решение правительства Израиля продолжать строительство нового жилья в Восточном Иерусалиме", - официально заявил вице-президент США. Он также посчитал, что "форма и время объявления этого решения" подрывает доверие, "в котором мы сейчас нуждаемся". Нечего и говорить, что после недружественного демарша израильтян Махмуд Аббас напрочь отказался обсуждать тему переговоров и миссия Байдена оказалась проваленной.
Ввиду полной бесперспективности визита Джордж Митчелл отказался от запланированной поездки, а все дальнейшие события позволили послу Израиля в Вашингтоне Майклу Орену назвать происходящее "кризисом исторического масштаба" в отношениях между двумя странами. Последний раз противостояние такого накала случилось в 1975 году, когда США устами Генри Киссинджера потребовали вывести израильские войска с Синайского полуострова.
Поначалу израильский премьер выразил "сожаление" в связи с несвоевременной публикацией сообщения о проекте нового строительства и принес извинения Байдену за испорченную поездку. По его словам, никакого злого умысла в произошедшем не было, а случилась "досадная" техническая накладка. Однако так просто отделаться ему не удалось - скандал уже принял международные масштабы, его освещали крупнейшие мировые СМИ.
Белый дом не стал скрывать своего возмущения тем, как повел себя их ближневосточный союзник. Вереницу официальных заявлений с обвинениями в подрыве доверия, воспринятых многими как публичная порка правительства Израиля, увенчало требования госсекретаря Хиллари Клинтон отменить решение о строительстве в Восточном Иерусалиме. С осуждением израильской позиции выступил генсек ООН Пан Ги Мун. Лига арабских государств выступила против начала палестино-израильских переговоров.
Завертелась дипломатическая карусель: палестинцы требовали от США надавить на Израиль и заставить его отказаться от строительства. Оставшийся в США Митчелл пытался по телефону найти компромисс между Нетаниягу и Аббасом и убедить их в необходимости начать переговоры. Аббас формально не заявил Вашингтону об отказе от переговоров, но пытался выжать из ситуации максимум возможного. В конце концов Клинтон вынуждена была напомнить Нетаниягу о том, что Вашингтон ждет официального ответа на свои требования.
Израильский премьер оказался в сложном положении - отказ от строительства мог стоить ему поста главы кабинета. 15 марта он однозначно заявил, что не собирается прекращать строительство в Восточном Иерусалиме. Освоение этого района продолжается уже 42 года, ни один премьер до него не ограничивал эти проекты. Кроме того, Нетаниягу заявил, что по окончании 10-месячного моратория продолжится расширение поселений в Иудее и Самарии на Западном берегу. К тому же премьер возложил вину за срыв переговоров на палестинцев, которые выдвигают какие-то условия: Израиль всегда выступал за переговоры без всяких условий и требований.
Лобовая атака Белого дома провалилась, аналитики вовсю рассуждали о расколе между союзниками и гадали, который из них больше зависит от другого. За кулисами продолжались телефонные консультации, Нетаниягу просил о новой "примирительной" встрече с Байденом. Вашингтон дал понять, что у себя дома израильский премьер может говорить все что угодно, но эти выступления за официальный ответ приняты не будут.
16 марта представитель Госдепа Филип Кроули заявил, что "зрелые двусторонние отношения допускают наличие разногласий" и что сейчас такие разногласия налицо. Однако "они не разрушают нерушимую связь, которая у нас есть с Израилем", уточнил чиновник, объясняя причины отмены визита Митчелла.
Следом за ним выступила и Хиллари Клинтон. Она резко раскритиковала появившуюся в СМИ информацию о кризисе в отношениях между США и Израилем. Признав, что решение о строительстве в Восточном Иерусалиме стало поводом для "тревоги и разочарования", госсекретарь заявила о "тесных и непоколебимых" отношениях между двумя странами. "Мы в полной мере привержены стремлению к безопасности Израиля", - сказала она. По ее словам, Митчелл скоро вернется в регион, а с правительством Израиля ведутся активные переговоры.
Похоже, что продолжать публичный скандал признано нецелесообразным.
Объявление о новом строительстве в Восточном Иерусалиме вызвало вполне ожидаемую волну возмущения среди палестинцев. Беспорядки в районе Храмовой Горы периодически происходили и до этого, причем они приняли такой размах, что в начале марта Израиль решил блокировать вход на нее - туда пропускали только женщин и мужчин-мусульман старше 50 лет. В связи с обострением обстановки министр обороны Израиля Эхуд Барак распорядился также ввести режим "закрытых территорий" и на Западном берегу.
Правящее в секторе Газа движение ХАМАС призвало объявить 16 марта "днем гнева" против "израильской оккупации". Недовольство планами по строительству домов в Восточном Иерусалиме усилилось в связи с открытием после реставрации синагоги Хурва, построенной в XVII веке. Палестинцев возмутило то, что синагога выше мечетей, стоящих на Храмовой Горе.
Инициативу ХАМАСа поддержали многие палестинские организации. На улицах Восточного Иерусалима прошли многотысячные акции протеста, в ходе которых произошли столкновения с полицией. Демонстранты, в основном молодые люди, забрасывали полицейских камнями и бутылками с зажигательной смесью.
В ответ стражи порядка применили резиновые пули, шумовые гранаты и слезоточивый газ. Протестующие строили баррикады из мусорных баков и сжигали автомобильные шины. По разным данным, при столкновениях пострадали от нескольких десятков до сотни демонстрантов, более 40 палестинцев арестованы. Среди полицейских также были раненые, по меньшей мере восьмерых из них пришлось госпитализировать.
Многотысячные митинги и демонстрации протеста прошли в секторе Газа, а также в Хевроне и других населенных пунктах. Несмотря на масштаб выступлений, израильские СМИ с удовлетворением отметили, что организовать начало третьей интифады палестинцам пока не удалось. Уже на следующий после выступлений день, 17 марта, власти Израиля отменили блокаду Западного берега и открыли свободный доступ на Храмовую Гору.
Влад Гордеев