Еще вчера французская ежедневная газета France Soir выходила скромным тиражом в 22 тысячи экземпляров. Сегодня вечером на прилавки выбросят 500 тысяч копий. Двадцатикратное увеличение тиража буквально в один день - часть амбициозной и агрессивной кампании нового владельца, цель которой - вновь сделать популярную когда-то газету читаемым изданием.
Новый владелец France Soir - 25-летний Александр Пугачев, сын российского миллиардера, сенатора от Тувы Сергея Пугачева, "православного олигарха", как его иногда называет французская пресса - за личную дружбу с покойным патриархом. Пугачев-младший, кстати французский гражданин, возглавил France Soir чуть больше года назад - сделав то, чего в 2006 году не удалось Аркадию Гайдамаку.
Арбитражный суд города Лилля, который долгое время занимался вопросом о смене собственника нерентабельной France Soir, Гайдамаку отказал - хотя тот сулил многомиллионные инвестиции и обещал сделать газету читаемой, при этом полностью сохранив штат и не вмешиваясь в редакционную политику. А вот юному Пугачеву удалось убедить судей в серьезности своих намерений и, видимо, представить достаточные для суда гарантии.
Так или иначе, в апреле 2009 года Александр Пугачев стал законным владельцем 85 процентов акций France Soir. Практически никакой информации о покупке обнародовано не было - сумма и финансовые источники сделки так и остались неназванными. Даже о банке-поручителе известно только, что это "солидный французский банк".
Разумеется, французские газеты предполагали, что покупку финансировал отец молодого бизнесмена - состояние Пугачева-старшего на 2009 год журнал Forbes оценил в 500 миллионов долларов, назвав его 78-м богатейшим предпринимателем в России. Принадлежащий Сергею Пугачеву инвестфонд Luxadvor, правда, формально обозначил, что никакого отношения к деньгам Пугачева-младшего не имеет.
Впрочем, коллектив France Soir потенциальная причастность к сделке русского олигарха только успокаивала. Сразу после покупки заместитель главного редактора Шарль Дежарден так отозвался о новом владельце: "Он располагает значительными средствами, которые подкреплены репутацией отца. Очевидный недостаток опыта компенсируется знаниями отца, который проявил интерес к газете".
Что касается французской общественности, то она отнеслась к сделке с полнейшим равнодушием. France Soir, когда-то выходившая миллионными тиражами, к тому моменту пребывала в затяжном кризисе. И хотя газеты обсуждали (кстати довольно вяло), не скрываются ли за сменой владельца происки Кремля, главным вопросом было - зачем русским понадобилось вкладывать деньги в этот заведомо безнадежный проект.
France Soir - газета с историей. Она была основана в 1944 году и была связана с французским движением "Сопротивления" (первое название - "Defence de la France", "Оборона Франции"). К середине 1950-х с тиражами в полтора миллиона экземпляров France Soir была одним из самых читаемых печатных изданий в Европе.
Но на протяжении последующих 50 лет популярность France Soir неуклонно падала, и в 2005 году газета, тираж которой сократился к тому времени до 50 тысяч экземпляров, разорилась. Последний всплеск популярности France Soir пришелся на февраль 2006 года, когда в газете была перепечатана печально известная датская серия карикатур на пророка Мухаммеда.
В это время уже началась эпопея со сменой собственника и возможной последующей реструктуризацией. Основных предложений было два - уже упоминавшийся проект Аркадия Гайдамака и план Жан-Пьера Брюнуа. Брюнуа, связанный с девелоперским бизнесом, предлагал уволить половину сотрудников, а читаемость повысить, превратив газету в таблоид: лишить издание рубрик "политика" и "культура" и сосредоточиться на светской хронике.
Коллектив газеты поддерживал предложение Гайдамака - не только потому, что тот обещал обойтись без масштабных сокращений, но и потому, что, превратившись в таблоид, France Soir потеряла бы единственный на тот момент стабильный источник финансирования - ежегодную государственную дотацию в 2 миллиона евро, право на которую имеют лишь общественно-политические издания.
Лилльский суд, однако, решил в пользу Брюнуа. Газета действительно сменила фокус, но скорого выхода из кризиса не последовало - сотрудники объявили забастовку, которую поддержал профсоюз, обвинив суд в принятии "наихудшего из возможных решений". Некоторое время газета не выходила, а в апреле 2006 года был напечатан спецномер под названием "Сопротивление", в котором редакция фактически требовала отдать газету Гайдамаку.
К концу 2008 года, когда изданием заинтересовался Александр Пугачев, его тираж сократился до 22 тысяч экземпляров. Жан-Пьер Брюнуа, если верить редким сообщениям в прессе, с большим облегчением продал 85 процентов проблемного актива неизвестному, но энергичному русскому, а себе оставил вполне номинальные при таком соотношении 15 процентов.
Про Александра Пугачева и сейчас известно не много, а год назад, тем более во Франции, о нем знали еще меньше. Знали, что он учился в США, знали, что только что получил французское гражданство (что и позволило ему добиться разрешения на покупку France Soir), знали, что живет в имении под Ниццей, а вот откуда у него взялись деньги на это имение - не знали.
Заграничный бизнес семьи Пугачевых традиционно был сосредоточен на недвижимости - в середине 90-х Сергей Пугачев активно скупал поместья, виллы и замки на Лазурном берегу Франции. Пугачев-младший начинал свою деловую карьеру со строительства элитного жилья в Москве.
Бизнес-план новоиспеченного француза предполагал вложить в газету 10 миллионов евро, довести тираж до 100 тысяч, начать продавать France Soir в кассах супермаркетов и уже к сентябрю 2009 года вывести газету на самоокупаемость.
Очевидно, по ходу дела этот план претерпел серьезные изменения. Сейчас речь идет о том, что газета будет издаваться тиражом в 150-200 тысяч экземпляров, причем обновление сопровождается рекламной кампанией, которую источники AFP оценили в 20 миллионов евро. Параллельно был изменен дизайн газеты и веб-сайта www.francesoir.fr, штат сотрудников увеличен почти вдвое, а цена за номер снижена с одного евро до 50 центов (в дальнейшем France Soir собираются продавать по 70 центов). Из XVII округа Парижа France Soir переехала в просторный офис со звучным адресом Елисейские поля, 100.
Пугачев утверждает, что направленности газета не изменит: France Soir останется 40-страничным таблоидом и будет писать о спорте и светской жизни, плюс четырехполосная вкладка с телепрограммой и кулинарными рецептами. Залог успеха, по мнению нового владельца, кроется в эксклюзивных фотографиях, больших и красочных, которые он обещает добывать "любой ценой".
Когда именно Александр Пугачев надеется сделать France Soir рентабельной, он не сказал, но дал понять, что именно в коммерческом успехе предприятия состоит его конечная цель. "Благотворительностью я не занимаюсь", - цитирует 25-летнего бизнесмена AFP.