Несколько лет назад финская студия Remedy, к удивлению многих, избавилась от популярной и прибыльной серии шутеров Max Payne. Вместо этого разработчики взялись за новый проект под названием Alan Wake, имеющий мало общего с приключениями одинокого и печального нью-йоркского полицейского. За пару месяцев до релиза игры "Ленте.Ру" удалось пообщаться с Remedy и познакомиться с почти финальной версией проекта.
Историю Alan Wake придумал Сэм Лейк, "лицо" главного героя первой части Max Payne и сценарист обеих игр серии. Во многом благодаря Лейку сценарий новой игры Remedy кажется родственным приключениям Макса Пэйна: это очередное "игровое" переосмысление популярных классических американских книг и фильмов.
Главным героем финского эксклюзива для Xbox 360 является некогда популярный писатель Алан Уэйк, которому долгое время не удается справиться с творческим кризисом. Уэйк с женой отправляются в американскую глубинку, в крохотный городишко в живописных горах, чтобы отвлечься от суеты, побыть вместе и, кто знает, может быть, набравшись сил и вдохновения, написать очередной бестселлер. Супруги селятся в милом домике на небольшом островке посреди озера. И вдруг однажды ночью жена Уэйка исчезает. Писатель пытается найти супругу, теряет сознание и приходит в себя окровавленный, в разбитой машине. Выясняется, что главный герой один, в темном лесу, телефон отказывается работать, и тут из ниоткуда его начинают обступать Тени, жуткие порождения воображения Уэйка, пытающиеся поскорее отправить писателя на тот свет.
Не только типично "кинговская" завязка сюжета, но и вступление игры, начинающееся со слов: "Стивен Кинг как-то сказал...", - не оставляют сомнений в том, какой именно литературный материал послужил основным источником вдохновения для сценариста.
Можно подумать, что из-за подобных заимствований Alan Wake сразу же вызовет отторжение и покажется вторичным. Однако все обстоит ровно наоборот - сценарий писался с расчетом на игру, да и все цитаты в ней смотрятся изящно. Они, как и положено, пробуждают ассоциации, благодаря которым достигается должный эффект иррационального страха. Взять хотя бы одну из сцен погони Теней за главным героем - Уэйк забегает в сарай и захлопывает за собой дверь. Прислоняется спиной к стене и вдруг - чуть ли не с того же ракурса, как и в "Сиянии", сквозь дверь с диким грохотом и воплем: "Here is Johnny!" проламывается лезвие топора. Кроме того, не обошлись в Remedy и без самоцитирования - некоторые звуки были позаимствованы из самой первой части Max Payne, так сказать, на радость фанатам.
При этом триллером Alan Wake зовется вовсе не из-за выпрыгивающих на игрока с визгом и шипением "монстров". Нет в проекте и каких-либо жутких кровавых сцен, свойственных "мясным" ужастикам вроде Dead Space. Ощущение постоянного напряжения в игре создано благодаря помянутым отсылкам к известным триллерам и фильмам ужасов, а также с помощью нескольких простых, но очень эффектных игровых элементов.
Помимо стандартной ситуации "врагов много, а я один" и "патронов нет и не будет", игрока в напряжении держат "подсказки", разбросанные по уровням. Они представляют собой страницы из ненаписанного романа Уэйка. Путешествуя по локациям, игрок находит листы рукописи, из которых узнает о тех или иных событиях: например, он завернет за угол - и тут же рядом упадет вертолет, и так далее. Причем содержание этих листов зачастую довольно пугающее. Необходимый эффект с этими злосчастными листками достигается до неприличия просто: все описанное в рукописи произойдет, только непонятно когда. Помянутый вертолет игрок видит почти сразу после обнаружения фрагмента романа, а, например, нападение толпы врагов в маленьком домишке может произойти когда угодно.
Get the Flash Player to see this player.
Вообще удивительно, как посреди всего этого нашлось место, собственно, самой игре. Но создатели Alan Wake решили не делать ее эдаким интерактивным кино в стиле Heavy Rain, пожертвовав геймплеем ради шикарного сценария. Игровая механика проекта сочетает в себе как элементы классического survival-horror, так и динамичного шутера от третьего лица. Судя по первым двум часам геймплея да одной сцене длиной в 15 минут из финальных эпизодов игры, в основном геймерам придется сражаться с Тенями - поглощенными мраком жителями захолустья, куда Уэйка угораздило приехать.
Избавляться от врагов приходится в два этапа - сначала надо выманить противников на свет либо направить на них фонарик. Через некоторое время "покров тьмы" спадает, и оппоненты становятся уязвимы для обычного оружия. Помимо баловства со светом и охоты за патронами, игрокам придется учиться уворачиваться от ударов - для этого необходимо вовремя нажать нужное сочетание клавиш; если все правильно, время замедлится и Алан изящно уйдет с линии огня. Сочетание игры с освещением, перестрелок и кувырков придает боям очень неплохую динамику.
В общем, первое знакомство с Alan Wake оставило у нас исключительно положительные впечатления. Удастся ли проекту сохранить очарование в полной версии, мы узнаем уже довольно скоро - релиз игры запланирован на май 2010 года.