Мир
12:33, 18 марта 2010

Дайте им шанс Крупнейший телекоммуникационный концерн ФРГ ввел квоты для женщин

Крупнейший немецкий телекоммуникационный концерн Deutsche Telekom 15 марта объявил о введении у себя обязательных квот для женщин на руководящих должностях. К 2015 году доля женщин-менеджеров должна достигнуть 30 процентов. Как отметил глава концерна Рене Оберманн: "Больше женщин в руководстве сделают нас лучше". Отмечается, что Deutsche Telekom стал единственной компанией, входящей в индекс DAX (30 крупнейших публичных корпораций страны), решившейся на подобный шаг. Действия концерна вызвали всеобщую похвалу, но при этом следовать примеру DT никто не собирается. Даже правительство отказалось от идеи закреплять квотирование женщин законодательно.

Все отмечают, что ситуация с женщинами-руководителями в ФРГ сложилась непростая. Повсеместно действует принцип: чем выше карьерная ступень, тем меньше на ней представительниц слабого пола. Согласно данным Немецкого института экономических исследований (DIW), доля женщин, входящих в правление 200 известных немецких компаний, не превышает 2,5 процента. Что касается индекса DAХ, то среди членов правления 30 крупнейших концернов страны есть вообще всего только одна женщина - 56-летняя Барбара Кухс (Barbara Kux), которая с 2008 года руководит закупками концерна Siemens. Иногда упоминают 40-летнюю микробиолога Симону Багель-Трах (Simone Bagel-Trah), ставшую в сентябре 2009 года членом наблюдательного совета химического концерна Henkel. Однако, несмотря на общепризнанную квалификацию Багель-Трах, все-таки остаются сомнения, связанные с причинами ее назначения: в конце концов, она приходится праправнучкой основателю концерна - Фритцу Хенкелю (Fritz Henkel).

В Deutsche Telekom ситуация немногим лучше. По признанию управляющего по персоналу Томаса Заттельбергера (Thomas Sattelberger), предыдущая попытка увеличить долю женщин в руководстве оказалась безуспешной, хотя в общем задумка была правильной. Среди 60 топ-менеджеров всего две женщины, а правление состоит сплошь из мужчин. Женщины составляют 13 процентов менеджмента DT. А вот на нижних этажах положение значительно лучше: среди рядовых служащих женщины составляют более 30 процентов. Очевидно, что руководство DT стремится исправить этот дисбаланс. В немалой степени это объясняется желанием улучшить имидж концерна, пострадавший в результате экономических неурядиц и серии громких скандалов, связанных с незаконной слежкой за сотрудниками. В самом Deutsche Telekom введение квот называют стратегическим решением и ссылаются на демографические данные, согласно которым 60 процентов выпускников-экономистов составляют именно женщины. Представительницы слабого пола, таким образом, составляют "скрытый резерв", который DT намерен использовать в будущем.

Звучит куда как убедительно. Однако вот что любопытно: ни один из крупных немецких концернов не изъявил желания следовать примеру Deutsche Telekom. Издание Handelsblatt опросило представителей ведущих немецких компаний: все заявили, что не собираются вводить у себя квоты для женщин. "Наша кадровая политика не ориентирована по половому признаку. Мы не предъявляем никаких требований специально для женщин", - отметили в Adidas. "Распределение должностей происходит исключительно в зависимости от персональных и профессиональных способностей. А женщина это или мужчина - не играет никакой роли", - заявили в Siemens. Такие же ответы дали в BASF и в MAN. По словам представителей Lufthansa, все предыдущие попытки увеличь представительство женщин на руководящих должностях при помощи квот показали свою несостоятельность: важно создать такие условия труда, которые бы давали женщинам возможность двигаться вверх по карьерной лестнице "естественным путем", а пока этого не будет, никакие квоты не помогут.

В принципе, это общая аргументация для всех противников квот. "Женщины мотивируются не закрепленными законом квотами, а предоставлением шансов, которые бы позволили им наращивать свой карьерный рост", - заявили представители Немецкого союза работодателей (BDA). Примечательно, что такого же мнения, по всей видимости, придерживаются и в правительстве ФРГ. Министр по делам семьи Кристина Шредер (Kristina Schroeder), хотя и похвалила инициативу Deutsche Telekom, тем не менее заявила, что закрепление квот для женщин законодательно является крайним средством - Ultima Ratio. Осуществление такого проекта неизбежно вступит в противоречие с основными положениями конституции ФРГ. По словам Шредер, важно провести такие изменения, чтобы женщины не нуждались ни в каких квотах.

Так нужны квоты или нет? Однозначного ответа на это вопрос в Германии нет и судя по всему в ближайшее время не будет: слишком уж противоположны доводы сторонников и противников введения квот.

Введение квот сверху, может, разумеется, иметь негативные последствия. В немецком есть даже специальное слово "Quotenfrau" (квотированная женщина) применительно к тем представительницам слабого пола, которые были назначены на должность скорее за свой пол, чем за способности, и явно находятся не на своем месте. На нижних этажах это еще можно пережить, но присутствие таких "квотированных фрау" в руководстве опасно. Некоторые противники квот, впрочем, еще более радикальны и считают, что дело даже не в способностях, а в самой женской натуре: дескать женщины куда чаще мужчин теряют выдержку, впадают в панику, а находясь на руководящих должностях, зачастую ведут себя еще более бессовестно, аморально и истерично, чем мужчины. Сторонники квот со своей стороны приводят в пример маленькую Норвегию. Там еще в 2006 году был принят закон, устанавливающий долю женщин в руководстве компаний в 40 процентов. Фирмам дали два года, до 2008-го, чтобы осуществить все необходимые перестановки, а за неподчинения компаниям грозило закрытие. Местных биржевиков вначале охватило беспокойство - все опасались, что реформа отрицательно скажется на экономическом положении компаний, однако никакого ухудшения не произошло.

Недавно также вышло исследование Women Matter известной консалтинговой компании McKinsey, согласно выводам которого компании, возглавляемые женщинами, имеют больше шансов справиться с последствиями мирового экономического кризиса, чем те, в руководстве которых состоят одни мужчины. Главной причиной являются женские лидерские качества, среди которых важнейшими, как отмечается, являются умение "вдохновлять" и "четко определять ожидания", а также высокая способность к коммуникации и созданию деловых и социальных сетей. Сторонники введения квот также утверждают, что в если не применить давление, существующую ситуацию не изменить, "естественным путем" женщины на руководящие должности не пробьются, потому что, несмотря на обещания работодателей обращать внимание исключительно на способности и достижения вне зависимости от пола, женщинам на практике зачастую приходиться прилагать больше усилий и быть лучше мужчин, чтобы продвинуться по служебной лестнице.

С другой стороны отбор по половому признаку, может, и правда не совсем правильный подход. Поскольку зачастую присутствие того или иного человека - будь то мужчина или женщина - в руководстве компании обуславливается не только способностями, но в не меньшей степени его социальным положением и происхождением. Иными словами, внизу всегда больше как женщин, так и мужчин, а наверху мало и тех и тех. На примете того же Deutsche Telekom видно, что на нижних этажах карьерной лестницы женщины представлены достаточно широко. И это не удивительно. Как отмечает ряд социологов, послевоенная эмансипация женщин во многом была вызвана стремлением заполнить рынок рабочей силы в условиях экономического роста. Женщины вышли на рынок, заняв сначала "низовые должности", потом благодаря пережитой западным обществом "университизации" и распространению высшего образования поднялись выше, но пробиться дальше смогли немногие. Потому что выход на верх всегда ограничен. Вне зависимости от пола.

Алексей Демьянов

< Назад в рубрику