Около трех месяцев прошло с того момента, как Госпожнадзор лихорадочно проверял на соответствие нормам безопасности ночные клубы по всей стране. Тогда чиновники в буквальном смысле "обожглись" в Перми, головы ответственных летели одна за другой. Естественно, не обошла эта истерия и столицу, где десятки развлекательных заведений были закрыты временно, а особо провинившиеся - и вовсе с концами. Однако тогда арендаторы и проверяющие не задумались о том, что кроме ночных клубов в Москве есть и другие места, где за пожарной безопасностью стоит приглядывать особо.
За последние годы в городе появились десятки масштабных офисных центров. В одном из таких зданий-государств располагается, кстати, и редакция "Ленты.ру". Огромные стеклобетонные постройки вмещают под своей крышей множество фирм и организаций. Сдавая офисы в аренду, владельцы площадей берут обеспечение пожарной безопасности на себя. Именно поэтому, кстати, в больших офисных центрах запрещено курить где-либо кроме специально отведенных помещений или запрещено курить вовсе.
При этом арендодатели не скупятся на самые разнообразные элементы декора, выполненные в духе "слепила из того, что было". Коридоры офисных центров окрашивают в экзотические цвета, уставляют диковинными скульптурами из папье-маше, а на стены вешают полотна актуальных художников. У нас в коридоре стоит самый настоящий бульдозер, выкрашенный в маскировочный белый цвет - большинство обитателей офисного центра этим арт-объектом гордятся.
Наверняка свои достопримечательности были и в здании на 2-й Хуторской улице, 38, где вечером 20 марта вспыхнул сильнейший пожар. В комплексе, состоящем из множества корпусов, загорелась не самая крупная из построек, но, тем не менее, пожарные уже успели несколько раз заявить: хорошо, что ЧП пришлось на выходной день, иначе количество жертв могло бы исчисляться десятками, а то и сотнями.
Все люди, по тем или иным причинам находившиеся в субботу на рабочих местах, были успешно эвакуированы. Одним из наиболее активных организаторов эвакуации был глава столичной службы пожаротушения Евгений Чернышев. У него, как и у большинства офисных работников, 20 марта был выходной, но главный пожарный Москвы имел благородную привычку лично присутствовать на местах серьезных возгораний и по мере возможности способствовать тушению. В послужном списке Чернышева фигурируют Останкино, Манеж, жилой комплекс "Алые Паруса", ночной клуб "Дягилев" - всего более 200 крупных пожаров.
Деловой центр на 2-й Хуторской улице стал последним эпизодом в его образцовой карьере - пожарный погиб, решив на всякий случай проверить, не осталось ли в горящем здании людей. Тело Чернышева нашли через несколько часов после того, как с ним была потеряна связь - полковника завалило при частичном обрушении кровли. По жестокой иронии судьбы, главный пожарный Москвы оказался единственным погибшим в результате пожара на Хуторской.
О причинах ЧП толком ничего не сообщается. Предварительную версию озвучил начальник пресс-службы ГУ МЧС по Москве Евгений Бобылев. По его словам, в отделке здания были (вопреки правилам) использованы легковоспламеняющиеся материалы, а также в здании "почему-то" не сработала пожарная сигнализация. По поводу сигнализации Бобылев усомнился, "была ли она там вообще".
Проще говоря, причиной гибели одного из лучших пожарных в стране стало очередное проявление великорусского разгильдяйства (вообще-то здесь стоило бы употребить более сильное и менее печатное слово). После нагромождения вопиющих нарушений, допущенных владельцами провинциальной "Хромой лошади", фактическое отсутствие пожарной сигнализации в столичном офисном центре, ежедневно пропускающем через себя сотни человек, уже не шокирует. Дело, в общем-то, житейское.
И сколько бы ни воспевался на всех уровнях героизм погибшего Евгения Чернышева, городские чиновники, отвечающие за контроль пожарной безопасности, должны понимать - за этими дифирамбами стоит их личная безответственность. Блестящий профессионал, переживший множество сложнейших пожаров, по нелепой случайности погиб там, где все дело можно было решить, установив в здании нормальную сигнализацию и выбрав для отделки помещений не имевшийся под рукой, а положенный по ГОСТу материал.
По делу о гибели полковника Чернышева началась доследственная проверка. Возможно, управляющих гигантского офисного комплекса ответственность за случившееся счастливо минует, однако и им стоит задуматься - от сидящего на нарах руководства "Хромой лошади" их отделили лишь несколько часов между пятницей и субботой. Если бы здание на Хуторской полыхнуло в рабочий день, дело едва ли обошлось бы одной случайной, хотя и героической, смертью.