Наука и техника
23:11, 23 марта 2010

Настоящий дракон Впечатления от игры Yakuza 3

Первая часть сериала Yakuza производила впечатление неплохого боевика с интересным сюжетом и кучей вроде бы мелких, но все же портящих общее впечатление недостатков. Их устранением продюсер Тосихиро Нагоси занимался около четырех лет. И мы бы соврали, если бы сказали, что это время было потрачено впустую. Сотрудники Sega не просто провели работу над ошибками - они заставили свое собственное творение эволюционировать. Вышедшая недавно в Европе Yakuza 3 - это уже не просто экшн про бандитов. Это самый настоящий путеводитель по современной Японии.

Геймеры, привыкшие приставать к мирным прохожим, разбивать дорогие автомобили, убивать проституток и слушать незамысловатые диалоги гопников (вы не ошиблись, речь идет о поклонниках сериала Grand Theft Auto) почувствуют себя в новой игре неуютно. Несмотря на то, что сериал Yakuza частенько называют "японским ответом" на GTA, у этих игр нет почти ничего общего. Ну, за исключением возможности свободно перемещаться по городу.

Пресловутое "пыщь-пыщь", которого традиционно ожидаешь от подобных экшнов, в Yakuza 3 начинается хорошо если часов через пять после начала игры. Поначалу Кадзума Кирю занимается совсем не тем делом, которым, по идее, должен заниматься якудза, пусть и бывший. Он гуляет по улицам Токио со своей приемной дочерью Харукой, нянчится с другими детьми в своем приюте на Окинаве, играет с ними на пляже, помогает решать какие-то мелкие проблемы, учит сирот быть смелыми, честными, учит их преодолевать трудности. В какой-то момент Кадзума оказывается на поле для гольфа, где в компании высокопоставленного чиновника немного по-стариковски обсуждает распустившуюся молодежь. К конфликту, который является основой всего сюжета Yakuza 3, геймеров подводят очень плавно и неспешно.

Тому есть логичное объяснение. Как и любой хороший рассказчик, Нагоси сперва пытается донести до геймеров простую информацию - почему последующие события важны, почему главному герою вновь нужно на какое-то время забыть о мирной жизни и сражаться, не жалея себя. Именно приют, которым руководит Кадзума, становится причиной конфликта в третьей части сериала. Земля, на которой он расположен, вдруг потребовалась неким организациям, однако Дайго Додзима, глава клана Тодзе, в котрый когда-то входил и сам главный герой, категорически отказался ее продавать.

Get the Flash Player to see this player.

Из-за своего решения Дайго уже в самом начале истории ловит пулю и попадает в больницу. Главы семей, входящих в клан, устраивают гонку за пост нового председателя организации, так как уже не надеются, что их руководитель останется в живых. Все эти события заставляют Кадзуму вернуться в Токио, чтобы решить вопрос собственности и навести порядок по-своему - при помощи кулаков.

Боевую систему в третьей игре разработчики довели почти до совершенства. Кадзума имеет в своем арсенале целую кучу различных приемов, и не стесняется использовать при любом удобном случае. Никаких дополнительных загрузок, как в предыдущих играх, в Yakuza 3 нет - противник просто подходит, говорит что-то оскорбительное, и битва тут же начинается. Во время поединков, как и прежде, можно использовать различные предметы, валяющиеся на локациях - бутылки, ящики, велосипеды. Накопленный опыт герой тратит на получение новых, еще более жестоких и красивых ударов.

Чтобы Yakuza 3 не вызывала какого-то недоумения, нужно заранее смириться с рядом условностей, успевших стать своего рода символами всего сериала, как восклицательные знаки над головами врагов в
Metal Gear Solid. В общем-то, и сам Тосихиро Нагоси уже вполне достиг эдакого "кодзимовского" уровня, когда можно добавлять в серьезные игры маленькие милые глупости, подшучивать над своими собственными героями и при этом не казаться полным идиотом. Это позволяет игре выглядеть довольно реалистично, но не переступать определенную грань, после которой начинается, к примеру, отвращение от чрезмерного насилия.

К условностям относится и то, что персонажи игры, приготовившиеся к битве, картинно срывают с себя пиджаки и рубашки одним легким движением руки. Почти на каждой улице тусуется шпана, которая просит Кадзуму "подкинуть деньжат" и тут же лезет в драку. При этом вокруг бойцов моментально образуется толпа зевак. Новые приемы Кадзума учит, фотографируя на камеру мобильника каких-то пьяных неудачников и выкладывая получившиеся снимки в своем блоге. Огнестрельное оружие, вопреки ожиданиям, используется редко - любое появление ствола в сюжетной заставке является намеком на то, что сейчас произойдет что-то страшное. В перерывах между криминальными разборками главный герой все с тем же невозмутимым выражением лица спасает бездомных собачек и "выгуливает" Харуку. Маленькая девочка, к слову, обладает каким-то зверским аппетитом и просит зайти чуть ли не в каждый попавшийся на пути ресторанчик.

Get the Flash Player to see this player.

На фоне всего этого разворачивается настоящая трагедия - друзья Кадзумы гибнут; люди, которым он доверял, предают его; отрицательные персонажи ближе к концу игры переходят на сторону добра. Все это оказывается настолько увлекательным, что время пролетает незаметно. От получасовых сюжетных роликов оторваться невозможно. Постоянные стычки с врагами не раздражают. Кажется, что игра заканчивается очень быстро, хотя, если особенно не отвлекаться от основной сюжетной линии, к концу прохождения на счетчике Yakuza 3 набежит часов 16-18. При этом игра будет завершена от силы процентов на десять.

Оставшиеся 90 процентов - это необязательные миссии (как правило, заключающиеся в спасении очередного недотепы, оказавшегося в затруднительной ситуации) и мини-игры, каждая из которых вполне могла бы стать отдельным проектом. Взять хотя бы гольф, который практически не уступает полноценным спортивным симуляторам.

Нужно признать, что в нашей стране (да и в целом на Западе) третью часть Yakuza ждет печальная участь. Так уж сложилось, что среди геймеров гораздо больше любителей того самого бездумного "пыщь-пыщь", чем тех, кто готов несколько десятков часов убить на прохождение второстепенных миссий и неспешную возню с детьми на пляже. По этой причине на огромные продажи компании Sega рассчитывать не приходится.

К сожалению, именно от коммерческого успеха Yakuza 3 зависит, выйдет ли в США и Европе четвертая часть, релиз которой состоялся в Японии в середине марта. Будет печально, если эту игру на английский язык не переведут. В конце концов, Yakuza является одним из тех сериалов, ради которых стоит купить PlayStation 3. Спорить с этим, кажется, уже просто бессмысленно.

Максим Мишин

< Назад в рубрику