К концу марта 2010 года президент России Дмитрий Медведев определился с тем, кому доверить свое главное "модернизационное" детище."Инноград", или, иными словами, российскую Кремниевую долину, поручено возводить главе "Реновы" Виктору Вексельбергу. Назначение на этот пост лояльного к Кремлю предпринимателя и одного из самых богатых людей в стране в очередной раз показало: выбор у Медведева крайне невелик.
Не прошло и недели со времени выбора для российского "иннограда" подходящего места (им стало подмосковное Сколково), как аналогу Кремниевой долины нашли руководителя. О своем решении назначить Виктора Вексельберга в "инноград" Дмитрий Медведев заявил лично, причем не где-нибудь, а на заседании комиссии по модернизации экономики.
По словам президента, Вексельберг возглавит "российскую часть координационной структуры" по созданию Центра новейших технологий в Сколково. Медведев отметил, что выбрал Вексельберга как представителя российского бизнеса, так как отечественные предприниматели должны быть заинтересованы в Кремниевой долине не меньше государства. Однако чем именно глава "Реновы" и скупщик яиц Фаберже приглянулся президенту, осталось неясным – Медведев уточнил лишь, что провел "определенные консультации".
Заявление президента оставило после себя больше вопросов, чем ответов. Интереснее тут даже не то, с кем президент проводил эти самые "консультации" (СМИ ранее утверждали, что выбирать кандидатуру руководителя будет глава "Роснано" Анатолий Чубайс), а то, кто еще фигурировал в списке претендентов на этот пост и чем именно будет заниматься Вексельберг на новой должности.
В начале недели "Независимая газета" опубликовала свой список потенциальных руководителей Кремниевой долины в Подмосковье. По данным издания, чиновники выбирали между Вексельбергом, главой "Онэксима" Михаилом Прохоровым и председателем совета директоров "Альфы-групп" Михаилом Фридманом. При этом фаворитом считался Прохоров – он уже несколько лет твердит об инновационной экономике и даже успел представить Медведеву проект строительства современного города-хаба – чем не образец для "иннограда"?
Сходства трех претендентов бросаются в глаза. Во-первых, это бизнесмены, не один год находящиеся в верхней части списка самых богатых людей страны. Во-вторых, ни один, ни другой, ни третий вроде бы не вмешиваются в политику, занимаясь исключительно бизнесом. В-третьих, все они близки к Кремлю и всегда были готовы сотрудничать с властью. Доверить проект менее надежным людям президент не решился – слишком уж велика цена провала "иннограда".
Во всяком случае, со стороны государства за проект взялись также "проверенные бойцы". Так, стратегическими вопросами Кремниевой долины будет заниматься заместитель руководителя администрации президента и автор термина "суверенная демократия" Владислав Сурков.
Будет присматривать за проектом и глава "Роснано" Анатолий Чубайс, правда, пока не очень понятно, в каком качестве. СМИ писали, что он будет вести весь проект, но тогда его обязанности будут пересекаться с обязанностями Вексельберга и все того же Суркова. Заместитель главы администрации президента уже подчеркивал, что "Роснано" не станет госкорпорацией, которая возьмет на себя "прокладку" "иннограда".
Есть в словах Медведева и еще одно "тонкое место". Президент специально подчеркнул, что Вексельберг возглавит исключительно российскую часть координационной структуры. Об иностранцах в проекте не было сказано до этого ни слова – непонятно было, ни кого именно пригласили в "инноград", ни каким образом иностранцы могут помочь его возводить.
По словам Вексельберга, проект в Сколково может оказаться жизнеспособным, только если он будет международным. Однако пока кандидатов на место руководителя "иннограда" со стороны иностранцев нет. "Мы хотим видеть на этом посту авторитетного человека с опытом коммерциализации инноваций", - описал будущего менеджера Вексельберг.
Из слов бизнесмена осталось неясным, рад ли он сам новому назначению. С одной стороны, понятно, что проект может сулить Вексельбергу значительную прибыль и, кроме того, окажет влияние на его "лоббистский вес". С другой стороны, бизнесмену придется уделять Сколково значительную часть времени, а возможно, и серьезно потратиться. Вексельбергу не впервой заниматься благотворительной поддержкой государственных начинаний: помимо яиц Фаберже бизнесмен вернул в Россию архив философа Ивана Ильина и колокола Данилова монастыря. Да и к Олимпиаде-2014 бизнесмен приложил руку: он вошел в число бизнесменов, поддержавших российскую заявку и учредивших фонд поддержки олимпийцев России.
По словам Дмитрия Медведева, у "иннограда" в Сколково должна быть особая правовая база. "По всей вероятности, это не может быть просто новый кусочек, подчиняющийся общим правилам. Я полагаю, нам следует подумать о создании особого правового режима соответствующей деятельности", - процитировали президента информагентства.
Таким образом, ответ президента на путинские технопарки пока строится по тем же принципам, что и проект нынешнего премьер-министра. При Владимире Путине, напомним, в России начали создаваться технопарки, которые также должны были стать местами для инновационного прорыва в экономике. Проект, однако, был почти полностью провален: из десяти технопарков начал работать всего один.
Чтобы медведевский "инноград" не повторил судьбу путинских технопарков, чиновникам необходимо точно определить, что именно они хотят видеть в Сколково. По свидетельству проректора Российской экономической школы Алексея Ситникова, в технопарках никто просто не знал, чем заниматься. В своей колонке в Forbes Ситников приводит такой пример: "В одном из российских технопарков, создаваемых по государственной программе, было запланировано место под… кладбище".
Знает ли сам Медведев, что именно должно находиться в Сколково, точно неизвестно. Пока президент ограничивается общими словами об "эффективно действующей системе". "Самое главное, чтобы там появились люди. Для того чтобы люди появились, должна быть внятная система управления. Эта система управления зависит от нас", - заявил президент 23 марта.
Однако российский бизнес будет заинтересован не столько людьми, сколько конкретными проектами. А их, даже на первоначальном этапе, должно появиться немало: кто-то же должен построить и лаборатории, и дома для ученых, и дороги. У Вексельберга, кстати сказать, уже есть опыт партнерства с государством в сфере недвижимости: его "Ренова" строит жилые дома в Ярославле, Перми, Краснодаре и Екатеринбурге.
Чиновники пока предпочитают не называть вслух стоимость Кремниевой долины в Подмосковье, хотя предварительные расчеты наверняка уже есть - недаром же Вексельберг заявил, что на самоокупаемость проект может выйти через пять-семь лет.
Несмотря на отсутствие цифр, можно сказать одно: проект получится недешевым, ведь строительство на площади в 380 гектаров будет проводиться ускоренными темпами. Оно может начаться уже в 2010 году, а закончиться к 2011-му или 2012-му. Иными словами, Медведев постарается успеть запустить свой модернизационный проект до следующих президентских выборов. Если этого не получится, а Медведев не будет избран на второй срок, Кремниевая долина может оказаться очередным долгостроем.