Не прошло и четверти 2010 года, как Ассоциация коммуникационных агентств России подсчитала, какое из российских рекламных агентств получило больше всех наград на внутренних и международных конкурсах. Лидеры "креатива" в стране не поменялись и вряд ли поменяются: крупные игроки рынка имеют возможность работать сразу по нескольким направлениям и продвигать свои работы за рубежом.
Позиционирование российского рекламного рынка немного похоже на футбольную премьер-лигу страны: внутри России есть свои безусловные звезды, но на мировом или хотя бы европейском уровне они выступают (за редким исключением) не слишком ярко.
Если продолжать аналогию с футбольными командами, то казанским "Рубином" в рекламном бизнесе можно считать агентство Leo Burnett Moscow: именно оно выиграло "чемпионат АКАР" по награждаемости за 2009 год.
Основного конкурента Leo Burnett Moscow, агентство BBDO Moscow, можно со всеми основаниями назвать рекламным ЦСКА: в российском зачете это агентство уступило Leo Burnett Moscow, но зато удивило всех на европейском рынке. Если ЦСКА неожиданно для многих пробился в четвертьфинал Лиги чемпионов, то "Белку" от BBDO Moscow, придуманную для Snickers, наградили на семи фестивалях, в том числе таких как Golden Hummer, Golden Drum и Epica.
Если сравнивать по количеству и качеству наград Leo Burnett Moscow и BBDO Moscow со всеми остальными рекламными агентствами в России, то получится, что в стране есть два лидера, которые сильно опередили всех конкурентов. По данным сводного рейтинга АКАР, Leo Burnett Moscow получило 406 баллов, а BBDO Moscow – 366. Для сравнения, идущая третьей РА "Восход" набрала только 195 баллов.
Основной вклад в победу Leo Burnett и BBDO внесла собственно "реклама" – в этом сегменте лидер сводной таблицы набрал 152 очка, а "серебряный призер" – сразу 304 очка. Опередить своего конкурента Leo Burnett смог за счет того, что его работы активно награждались и в других категориях: "интерактив" (92 балла), "маркетинговые услуги" (73 балла), "медиа" (78 баллов) и "бренд-дизайн" (11 баллов).
РА "Восход" набрало свои очки в двух категориях: "реклама" и "бренд-дизайн". А вот занявшая четвертое место R&I Group получала призовые очки только в одной номинации – "маркетинговые услуги" (190 баллов).
Помимо указанных компаний, в десятку вошли также Saatchi&Saatchi (167 очков), BrandStudio (105 очков), Direct Design Visual Branding (103 очка), Grey Moscow (84 очка), MFIVE CREATIVE GROUP (81 очко) и ONY (80 очков).
Для попадания в двадцатку необходимо было набрать 50 очков. Именно столько оказалось у "Родной речи", которую можно считать главным неудачником рейтинга. Дело в том, что работы агентства добивались признания во всех категориях, но во всех получили совсем немного баллов.
Как уже было сказано, хитом 2009 года стали "Белки" от BBDO Moscow – в рейтинге АКАР этот проект получил 153 балла. Лишь ненамного от "Белок" отстала "Ликвидация проблем с общением для Stimorol", разработанная R&I Group. Не очень понятно, что именно нашли рекламщики в этом проекте, но маркетинговая кампания была отмечена даже на Globes Awards, за что и получила большую часть своих очков (90 из 147).
Третье место получила "Молния" от агентства Grey: мягкость Lenor компания выразила с помощью превращения обычной молнии в плюшевую.
Единственной работой, которая отметилась призовыми очками на Каннских львах, стал проект "Беспроигрышного календаря" от РА "Восход". Идея у екатеринбургского агентства действительно очень симпатичная: они объединили настенный календарь с принципом мгновенной лотереи, благодаря чему обычный унылый календарь стал источником так называемого "позитива".
Десятку самых награждаемых работ замкнул проект "Вы никогда не видели таких актеров" от Leo Burnett Moscow. Задача у агентства была непростая: им нужно было придумать необычные афиши и билеты для "Протеатра", в котором играют люди с ограниченными возможностями. Агентство сделало афиши на галстуках, шляпах, футболках и даже грелках и на каждой из них написало: "Вы никогда не видели такой афиши. Вы никогда не видели таких актеров". На билетах, сделанных на носовых платках, было напечатано: "Вы никогда не видели такого приглашения, вы никогда не видели таких актеров".
Рейтинг АКАР – не первый в России рейтинг самых креативных агентств страны. Специалисты ассоциации составили свой список через несколько месяцев после завершения сезона фестивалей, а вот на сайте e-generator это сделали почти сразу.
Результаты АКАР и e-generator похожи: и в том, и в другом списке лидирует Leo Burnett Moscow, а второе место занимает BBDO Moscow. Отрыв этих агентств от остальных, правда, совсем не такой большой – на пятки лидерам в рейтинге e-generator наступают РА "Восход", Saatchi&Saatchi, "Инстинкт" и Grey. Все эти агентства, кроме "Восхода", расположены в Москве, но специалисты сайта все равно отмечают, что влияние региональных рекламщиков в России постепенно растет.
Портал Adme.Ru в желании определить, кто в России самый креативный, пошел еще дальше. Этот сайт в начале 2010 года назвал самые креативные творческие коллективы России. По подсчетам портала, лучше всех в России поработали Владислав Деревянных, Евгений Примаченко и Александр Пархоменко из "Восхода", второе место заняли Арина Авдеева и Вера Карпова из Leo Burnett Moscow, а "бронзу" получили Андрей Иванов и Николай Мегвелидзе из BBDO Moscow.
Через год, когда АКАР и другие будут подводить итоги 2010 года, рейтинг самых награждаемых агентств может сильно измениться. Ведь компаниям в условиях экономического спада и особенно восстановления ВВП требуются нестандартные маркетинговые ходы. Тут креативщикам есть где развернуться. Получилась бы сама реклама, а награды придут.