Великий раскол Греческий финансовый кризис разделил Евросоюз на Германию и всех остальных

Греция никак не может получить кредит на спасение от дефолта от Евросоюза. Более того, за последние два месяца из-за словесной перепалки официальных лиц она существенно испортила отношения с ключевым членом еврозоны - Германией. Однако и этим дело не ограничилось. С немцами стали спорить и другие члены ЕС, а также представители Еврокомиссии, призывающие к "европейской солидарности". Между тем, понижение кредитного рейтинга Португалии от Fitch показывает, что одной Грецией трудности нынешней Европы не ограничиваются.

Судя по новостям начала - середины марта казалось, что странам ЕС удалось выработать некую общую линию в отношении Греции. Не совсем ясна была только схема помощи срочно нуждающейся в средствах стране. Сначала говорилось о том, что Франция и Германия "скинутся" для греков, предоставив им необходимые 30 миллиардов долларов. Позже эта информация была опровергнута и на свет появился изложенный премьером Люксембурга Жаном-Клодом Юнкером план, согласно которому европейские государства выделят Греции двусторонние кредиты. В свою очередь, министр финансов Германии Вольфганг Шойбле заявил, что Германия готова участвовать в создании "Европейского валютного фонда", который будет финансировать государства ЕС, оказавшиеся на грани банкротства.

Хотя предложения различались, консенсус вроде как был достигнут. Но не тут-то было. Первыми относительное равновесие нарушили сами греки. Премьер-министр страны Георгиос Папандреу вновь намекнул на то, что вопрос о репарациях за преступления, совершенные во время нацистской оккупации, в сторону до конца не отложен, хотя признал, что поднимать его сейчас было бы неразумно.

Заместитель Папандреу Георгиос Пангалос перешел от дел давно минувших дней к более актуальным вопросам. По его словам, немецкие банки наживаются на финансовых трудностях Греции, вовсю спекулируя государственными облигациями этой страны. Претензиями к банкирам дело не ограничилось - Пангалос попутно пнул еще и германских экспортеров, собирающих сверхприбыли за счет слабеющего евро.

Немцы в долгу не остались. Склонный к неполиткорректным высказываниям член правления бундесбанка Тило Саррацин прямо предложил Греции объявить о банкротстве. Он аргументировал это тем, что финансовая несостоятельность греков может иметь положительный эффект, потому что станет "устрашающим примером" для других стран еврозоны.

Канцлер Ангела Меркель, тем временем, продолжает сохранять невозмутимость. Накануне открывающегося 25 марта саммита ЕС она заявила, что греческая проблема не является вопросом номер один на повестке форума. Греция же должна преодолевать свои трудности самостоятельно. "Хороший европеец, - сказала она, - это вовсе не тот, кто сразу бежит на помощь. Хороший европеец - это тот, кто соблюдает законы ЕС и своих собственных стран".

Тут уже протест высказало само руководство Евросоюза. Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу призвал Меркель не проявлять такого эгоизма и все-таки выделить помощь грекам для защиты будущего всего Евросоюза. Баррозу счел "немыслимым" вариант, при котором европейцы не смогут договориться о разрешении греческого долгового кризиса.

Судя по всему, в Еврокомиссии явно не ожидали такого упорного сопротивления со стороны Германии. Представители главного управляющего органа ЕС теперь пугают катастрофическими последствиями, если Берлин не сменит гнев на милость. Комиссар по делам правосудия Вивиан Рединг 25 марта заявила, что Греция может вызвать "цунами" в Европейской экономике. В списке стран, которые могут пасть от этого эффекта домино, у Рединг вошли Португалия, Испания, Италия, Великобритания и даже Франция - то есть практически все крупные европейские государства, за исключением самой Германии.

Нельзя сказать, что страхи комиссаров являются совсем уж необоснованными. 24 марта агентство Fitch понизило кредитный рейтинг Португалии на одну ступень до "AA-" с прогнозом негативный. Достаточно зловещий шаг, если учесть, что греческий кризис также начался со снижения рейтинга от Fitch. По факту пока ничего страшного не произошло, благо, что с долгами в Португалии дела обстоят все-таки лучше, чем в Греции. Тем не менее, ситуация и там продолжает ухудшаться, так что в будущем и Лиссабон может пойти по проторенной Афинами дорожке.

Опасения эффекта домино подстегивают европейцев к тому, чтобы найти из сложившегося положения хоть какой-нибудь выход. У Германии, между тем, в запасе есть один план, который может вызвать бурю недовольства в Греции. Его изложил Reuters один из не назвавших себя чиновников правительства Меркель. Чтобы Берлин выделил Афинам хоть один евро помощи, последние должны согласиться на весьма жесткие условия. К примеру, Греции будет закрыт доступ к международным кредитным рынкам - все новые долги она будет обязана визировать в Германии. К спасению страны должен подключиться Международный валютный фонд, чтобы Германия не несла бремя кредитора последней инстанции в одиночку. Наконец, Берлин предлагает внедрить новые механизмы контроля за фискальной политикой входящих в ЕС государств.

Столкновение демонстранта с полицией в Афинах в ходе общенациональной забастовки. Фото (c)AFP

Столкновение демонстранта с полицией в Афинах в ходе общенациональной забастовки. Фото (c)AFP

Lenta.ru

Фактически это все означает потерю изрядной доли суверенитета (причем не только Греции) и введения прямого контроля Германии над европейской экономикой. Условия выглядят, мягко говоря, малопривлекательными для европейцев. Реакцию же Греции, где взрывы протеста с применением насилия происходят в последнее время и по гораздо меньшим поводам, вообще предсказать трудно. Страна с самыми древними демократическими традициями в мире запросто может устроить своим лидерам сеанс прямого волеизъявления народа - не хуже, чем, например, в Таиланде.

МВФ, кстати, уже намекает, что мог бы вмешаться в ситуацию. По информации банка Goldman Sachs, в фонде рассматривают вариант кредита в размере 20 миллиардов евро сроком на 18 месяцев по ставке ниже рыночной. Напомним, что только в этом году Греции предстоит заплатить по долгам около 50 миллиардов евро, причем 20 из них следует погасить уже в мае.

Прямое участие МВФ не сулит ничего очень уж хорошего для Греции (деньги все равно придется отдавать, не сейчас, так чуть попозже), а для Брюсселя означает и вовсе полную потерю лица. Получается, что членство в ЕС, и даже в еврозоне не слишком-то многого стоит, если входящим туда государствам придется спасать себя самим. Воистину, греческий долговой кризис может стать самой мощной антирекламой расширения ЕС, которое до недавних пор не знало никаких пределов.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше