24 марта в Англии скончалась Дафна Парк, легендарная британская разведчица, по заданию спецслужб тридцать лет тайно проработавшая в самых разных уголках земного шара, включая и СССР. Парк было 88 лет, и ее история вполне могла бы лечь в основу киноэпопеи о женщине-Бонде. Даже странно, что до сих пор не легла.
Когда в середине 1990-х выяснилось, что Дафна Парк (Daphne Park), пожилая баронесса Монмут, респектабельная преподавательница Оксфорда и член Палаты лордов в прошлом работала на MI6, многие не поверили. Парк была не просто рядовым сотрудником разведуправления, она была настоящим шпионом, создавшим и возглавившим агентурные сети в Европе, Азии и Африке. Парк было тогда чуть за 70, и ее было куда проще представить в роли наблюдательной старушки мисс Марпл, чем в роли железного суперагента британских спецслужб.
Впрочем, за шпионку Дафну Парк не принимали и в 1950-е, в разгар ее секретной карьеры. В 2003 году баронесса дала интервью британской The Telegraph – едва ли не единственное, в котором открыто рассказывала о своей шпионской молодости.
"В работе мне всегда очень помогало то, что я была похожа скорее на беззаботную пухленькую тетушку-миссионера, чем на сотрудника спецслужб, - вспоминала Парк. - Согласитесь, ходить повсюду со зловещим видом было бы куда менее удобно!"
Тем не менее, на протяжении многих лет Дафна Парк была лицом британской разведки, в разгар холодной войны работала в Москве, во время войны во Вьетнаме - в Ханое, во время Конголезского кризиса - в Киншасе. Более того, работала она столь успешно, что в MI6, управлении внешней разведки Великобритании, ее называли "королевой шпионов".
"Работа разведчика вовсе не состоит из сплошной череды злодейств и предательств, как это часто показывают в кино, - рассказывала Парк. - Скорее, в нашей работе нужно разбираться в людях. С тобой будут разговаривать, если тебе доверяют".
Дафна Парк родилась в 1921 году в британской Танганьике (нынешняя Танзания). Ее отец был кофейным плантатором и золотоискателем, и семья жила в лачуге в джунглях рядом с плантациями - без света и воды, в дне пути до ближайшей деревни. До 11-летнего возраста образование Дафны сводилось к чтению вслух слабовидящей матери.
Приключения начались, когда в 1932 году родители решили отправить девочку учиться в Англию. Парк вспоминала, что до ближайшей дороги добиралась три дня, а там поймала попутный грузовик, на котором доехала до порта. В следующий раз она увидела родителей спустя 15 лет.
Дафна окончила школу в Лондоне, потом поехала учиться в Оксфорд и в 1943 году стала выпускницей Соммервилля - колледжа, в котором чуть позже училась Маргарет Тэтчер. После Оксфорда записалась в добровольцы и работала с солдатами Сопротивления, которых после открытия Второго фронта забрасывали из Англии освобождать Францию.
Первое шпионское задание Дафна получила почти случайно. После войны ее отправили в Берлин, где ей было поручено установить контакты с немецкими учеными - "прежде, чем это сделают русские". Немецкого Парк не знала, и задание чуть не закончилось провалом: вместо физика-ракетчика она однажды завербовала энтомолога. Тем не менее, ее фигурой заинтересовались спецслужбы и вскоре пригласили на собеседование.
"Я страшно волновалась, и уходя забыла на собеседовании сумочку, - вспоминала Парк. - Это очень плохой знак". Но на работу 28-летнюю Дафну приняли и тут же отправили в Кембридж - изучать русский.
С тех пор началась двойная жизнь Дафны Парк. В течение 30 лет она была сотрудником 6 отдела Управления военной разведки MI6, одновременно проходя как дипломатический работник по ведомству британского МИДа.
В Москву Парк направили в 1954 году, через год после смерти Сталина. Об этом задании практически ничего не известно, сама разведчица вспоминала только, что в СССР ее повсюду сопровождали двое сотрудников MI6 - чтобы сбить со следа советских контрразведчиков. Причем, чтобы все выглядело естественнее, каждому из участников операции руководство сообщило, что основную работу ведет именно он.
После Москвы был Ханой, где Парк обосновалась в бывшем борделе и встречи с агентами проводила за стаканом виски в 6 утра. Шла война, отправлять телеграммы в центр возможности не было, и раз в полтора месяца Дафна летала из страны на ржавом аэроплане, чтобы передавать добытую информацию связным.
Во время работы в Конго разведчице пришлось вывозить из страны личного секретаря Патриса Лумумбы, решившего бежать на Запад. Парк спрятала его в багажнике машины - Citroen 2CV, французского эквивалента "Фольксвагена-жука".
"Мой Citroen был настолько маленьким, что его никогда не воспринимали всерьез, - весело рассказывала бывшая шпионка. - Но выдали мне его не поэтому. Руководство боялось, что в машине побольше я представляла бы слишком серьезную опасность на дорогах".
Когда спустя почти 20 лет после ухода из MI6 Парк по просьбе властей впервые рассказала о своей работе в разведке, на нее посыпались предложения написать мемуары. Но баронесса (титул Парк получила после выхода на пенсию) неизменно отказывалась. С одной стороны, она не считала свой опыт достаточно значительным, с другой - слишком серьезно относилась к работе разведчика: "Люди не станут, рискуя жизнью, работать с разведчиками, если будут думать, что потом их история попадет в чьи-то мемуары", - заявляла Дафна Парк.