В мартовском выпуске Лента.Ру оценивает дебютные альбомы американского инди-дуэта Broken Bells, лидера исландской группы Sigur Ros Йонси Биргиссона и британской певицы Элли Гулдинг, третий альбом виртуальной команды Gorillaz, а также свежий сингл от питерского коллектива Optimystica.
Кто бы что ни говорил (равно как и ваш автор, который в начале десятилетия крайне скептично относился к предмету разговора), а все-таки виртуальные "Гориллы" везде поспевшего пострела Дэймона Албарна и дизайнера Джейми Хьюлетта были, есть и останутся одним из ярчайших и ключевых событий музыкальной сцены нулевых.
Идея рисованной музыкальной группы сама по себе стала настоящей революцией в массовой культуре. Многие придуманные "гориллами" заморочки (как визуальные и творческие, так и рекламные) были впоследствии приняты на вооружение и развиты другими артистами. И в конце концов именно Gorillaz, а вовсе не Blur превратили Албарна в творческую глыбу мирового масштаба, без оглядки на которую сейчас, кажется, ни одно дело не делается.
Благодаря своему элитному прогрессивному статусу Gorillaz никогда не были обделены вниманием коллег по цеху. Вместе с группой писались вокалист Buena Vista Social Club Ибрагим Феррер, De La Soul, Roots Manuva, Нене Черри, Шон Райдер из Happy Mondays и прочие-прочие.
На третьем диске "Plastic Beach" Албарн и вовсе прыгнул выше головы, рекрутировав себе в студию Снуп Догга, Мос Дефа, Бобби Вомака, лидера The Fall Марка Э. Смита, Лу Рида и Мика Джонса и Пола Саймонона из The Clash.
Надо заметить, что пестрая мозаика сложилась воедино чересчур хитро. Приглашенные артисты, при всей их самодостаточности, выступают на диске в роли статистов при Дэймоне (Gorillaz ведь, если зреть им в корень, сольный проект Албарна). Песни, намеренно или нет, устроены так, что гости выглядят лишь подпевалами; голосите сколько угодно, ничего не заработает, пока не вступит первая скрипка.
Правда, и автор на этот раз подкачал, не подбросив в топку ни единого хит-сингла наподобие "Clint Eastwood", "Tomorrow Comes Today" или "Feel Good Inc.". В сухом остатке ровным счетом ничего. "Пластмассовый пляж" вышел пустым гимном тщеславию Албарна. Впрочем, он на него имеет полное право. Заслужил.
Есть такие люди, чьи слова и дела "в граните отливаются". В отличие от мировой политики в нынешнем музыкальном бизнесе, где царствуют анархия и мелкотемье, а настоящие герои все повывелись, таких уникумов единицы. Тот же Дэймон Албарн. Джек Уайт. Да Брайан Бертон. Он же Денджер Маус, или "Опасная мышь", едва ли не главный саундпродюсер современности.
Начал свою карьеру Брайан, как водится, со скандала, выпустив полулегальный "Серый альбом", на котором на инструментальные треки с "Белого альбома" The Beatles накладывались вокальные партии с "Черного альбома" Jay-Z. Тем самым Бертон не только создал себе имя, но и стал одним из пионеров жанра "mash-up".
В дальнейшем он создал с певцом Си-Ло Грином успешный дуэт Gnarls Barkley, издал два диска с рэпером MF Doom, поставил звук на альбомах Бека, Мартины Топли-Берд, The Black Keys, Gorillaz и The Good, The Bad & The Queen, а также записал одну из лучших пластинок 2009 года "Dark Night of the Soul" в компании ныне покойного Марка Линкуса из Sparklehorse, Дэвида Линча, Игги Попа, Сьюзан Веги, Нины Перссон, Фрэнка Блэка и многих других приятных музыкантов. В общем, как видно, застолбил за собой целую нишу в поп-культуре.
В 2010-м Денджер Маус не остановился на достигнутом и придумал с лидером The Shins Джеймсом Мерсером проект Broken Bells. Вдвоем приятели сотворили одноименный альбом первостатейного инди-попа, где количество хитов на единицу музыкального пространства зашкаливает ("The High Road", "Vaporize", "Citizen", "The Mall and Misery"), а качество материала способно устыдить соседей "Сломанных колоколов" по чартам. В общем, очередной эталон и вполне себе самоучитель игры в поп-музыку нулевых. В идеале после выхода пластинки "Broken Bells" все топовые певички должны перестать бегать в поисках модного звука ко всяким там тимбалэндам и выстроиться в очередь к "Опасной мыши". И будет всем счастье. А, главное, слушателям.
Дебютный альбом Йонси Биргиссона – единственная в 2010-м году возможность услышать что-нибудь новенькое от исландских кудесников пост-рока Sigur Ros. Как известно, участники коллектива взяли творческий отпуск, разбежавшись по делам семейным. А вот их лидер решил использовать возникшую паузу для запуска сольной карьеры.
Не сказать чтобы в одиночном плавании Йонси предложил какой-либо новый, отличный от своего основного детища вектор музыкального развития. По сути это набор все тех же свойственных "сигурам" клише, которые, тем не менее, все еще безотказно работают и которые пока никто с тем же успехом повторить не может. Биргиссон строит свои произведения на минималистичном фундаменте из простецких, но цепких мелодий, постепенно нанизывая на них инструментальные партии из всего, что попадется под руку, в конечном итоге возводя чудаковатые громадины, которыми можно любоваться и изучать которые можно бесконечно долго.
Главное, "Go" приятно выделяется своим мажорным и оптимистичным настроением, которым сполна заряжается и сторонний наблюдатель. В этом смысле пластинка продолжает линию последнего номерного альбома Sigur Ros "Med sud i eyrum vid spilum endalaust". Похоже, во внутреннем мире "сигуров" минус окончательно сменился на плюс. Несмотря ни на что жизнь имеет тенденцию налаживаться.
Ох уж эти британские старлетки! Кто-нибудь еще помнит певиц Адель и Даффи, звезд 2008-го? Или даже прошлогодних Викторию Хескет aka Little Boots и Элли Джексон aka La Roux? Конечно, нет. Ведь уже пришла на смену новая поросль.
Поросли 23 года, и ее зовут Элли Гулдинг. Девушку, как в свое время и вышеперечисленных исполнительниц, уже одарили двумя статусными премиями туманного Альбиона ("Sound of 2010" от "Би-Би-Си" и "Выбор критиков" от Brit Awards). А ее дебютный альбом "Lights" уже засветился на вершине британского хит-парада. Натуральная the next big thing.
В отличие от своих подзабытых соратниц, практикующих то ретро, то синтипоп, Элли играет на гитаре (запретить бы женщинам выступать с этим инструментом, ну не идет он им) и делает так называемую фолктронику – поп, в равной степени замешанный на фолке и электронике. Ничего сверхъестественного, но грамотно, выверено и местами даже привязчиво. То есть шумиха не на пустом месте.
Но лучше все-таки не задаваться никчемными вопросами о перспективах проекта "Элли Гулдинг" и воспринимать его как сезонное развлечение (с этой позиции к барышне вообще никаких претензий). Надо будет – разубедит. К тому же наверняка британские СМИ скоро очередную старлетку на хвосте принесут.
Оркестр "Оптимистика" можно смело аттестовать как уникальное для наших широт явление. Это своеобразная "светлая" сторона современного питерского рок-н-ролла, демонстрируемая, однако, суровыми мужчинами из весьма брутальных коллективов северной столицы.
Ансамбль возник случайно, в 2004 году для музыкального сопровождения российской премьеры киноальманаха Вима Вендерса "На десять минут старше". Поиграть салонный джаз собрались участники "Ленинграда", Spitfire, Marksheider Kunst, Ska Jazz Revue, "Сплина", "Колибри", а также легендарный виолончелист "Аквариума" Сева Гаккель. Во главе предприятия, изначально именовавшегося Optimystica Orchestra, встал Евгений Федоров из Tequilajazzz, у которого неожиданно в закромах нашлось энное количество приятнейших поп-песен, на первый взгляд абсолютно не вяжущихся с его образом и группой. Легко и органично преобразившись в утонченных эстетов, мужчины записали отменный альбом "Полубоги вина", а затем надолго пропали из виду.
В марте Optimystica вновь появилась на экранах радаров с синглом "Иду налегке", который так и метит на победу в условной номинации "Малая форма 2010". Заглавная песня про кота и мальчика из библиотек, пришедшая из популярного телесериала мелодия "Без авансов и прелюдий", регги-перелицовка давней текиладжазовской "В полбутылке октября" и прощальная "Пока-пока" – эти четыре трека довольно трудно представить себе в контексте, внутри которого они были созданы. От них веет приятными воспоминаниями из детства и настоящей, качественной советской эстрадой, которой уже больше никогда не будет. Как подобное удается мужчинам, рубящим ска, панк и хардкор на своих основных работах, уму непостижимо. Загадочная культурная столица.
Ко всему прочему Optimystica до предела обнажает и выставляет во всей красе композиторский талант предводителя Tequilajazzz Евгения Федорова, делая его доступным самым широким массам. Если бы в нашей стране все было устроено хоть чуточку правильнее, эта музыка звучала бы не только в прокуренных клубах.