Наука и техника
20:29, 5 апреля 2010

Не больше двух в руки В США выстроились очереди за планшетом iPad

Александр Амзин (журналист, независимый медиаконсультант)

Американским СМИ в субботу 3 апреля не пришлось выбирать тему дня. Ею стало начало продаж планшетного компьютера Apple iPad. И хотя вскоре обычные новостники отвлеклись на землетрясение, произошедшее на границе США и Мексики, техноблоги целиком посвятили себя продукции Apple.

Наблюдатели утверждают, что очереди за iPad были не такими длинными, как в 2007 году за смартфоном iPhone. Возможно, это и так, но люди все равно занимали места за несколько часов (а некоторые - и дней) до начала продаж, сотнями пробиваясь к магазинам Apple и супермаркетам электроники Best Buy.

Все это, надо сказать, происходило несмотря на то, что предварительный заказ можно было оформить еще с 12 марта. Надо думать, в магазины пошли не только любители потолкаться в очереди, но и граждане, которым помешало действующее при предварительном заказе ограничение - не более двух iPad в одни руки.

На момент написания статьи Apple не привела данных по объемам продаж, но уже сейчас можно сказать, что они огромны. К вечеру 3 апреля аналитики компании Piper Jaffray заявили, что вместе с предзаказами было продано 600-700 тысяч планшетов. Ранее они предполагали, что всего в первый день будет продано 200-300 тысяч устройств.

Позднее выяснилось, что в первый раз аналитики были правы. Apple за первый день продала около 300 тысяч планшетов.

Для сравнения, в первом квартале 2010 года в мире было продано около пяти миллионов нетбуков. Получается, что iPad только за субботу в США набрал седьмую часть мировых объемов. Если же предположить, что в воскресенье поток покупателей не схлынул окончательно, всего за несколько дней iPad появится у миллиона человек.

До начала продаж iPad число изданий, получивших его для обзора, можно было пересчитать по пальцам одной руки. Первыми отметились Дэвид Пог из The New York Times и Уолтер Моссберг из The Wall Street Journal. Пог даже написал два обзора - для технарей и для простых смертных, предсказав, что первым устройство не понравится. Статья Моссберга осторожно предполагает, что iPad способен совершить революцию на рынке портативных устройств.

Позднее появились обзоры других журналистов, в том числе и технарей, - все как один восторженные. Тем более что за пару дней до выхода iPad открылся магазин приложений, где выложили 2300 (сейчас их более 3000) программ. Большинство из специально написанных для iPad программ вовсю используют 9,7-дюймовый экран и гораздо более мощный, чем у iPhone, процессор. Кое-кто уже всерьез называет iPad портативной игровой консолью с большим будущим.

Стоит отметить, что старт продаж 3 апреля - в некотором роде пробный шар. В конце апреля iPad появится в других странах мира (в первую очередь - в европейских), а в США выйдет версия планшета с GPS-модулем и поддержкой сетей связи третьего поколения. Это позволит подключаться к Сети из любого места и, кроме того, сделает доступными навигационные приложения.

Пока непонятно главное - когда iPad официально появится в России. По слухам, это произойдет к концу года, когда операторы "большой тройки" и прочие российские поставщики договорятся с Apple. Сети магазинов электроники уже изучают спрос на планшет - так, "М.Видео" уже собирает заявки на устройство.

Младшая модель iPad в США стоит 499 долларов. В России официальные цены на технику Apple обычно выше американских в полтора раза. Значит, такой планшет будет стоить как минимум 22 тысячи рублей. Сейчас цены на "серые" iPad начинаются от 25 тысяч рублей. Особо предприимчивые торговцы выставляют ценник в 50 и более тысяч.

Вряд ли iPad стоит таких денег, хотя еще до начала продаж было немало желающих отдать за него собственную почку. Впрочем, мы еще не знаем, сколько придется заплатить за дорогую 3G-версию, и главное - 3G-контракты российских сотовых операторов.

Официальные продавцы в любом случае окажутся в странной ситуации. Последняя модель iPhone, 3GS, стоит 35 тысяч рублей. iPad, по всем прикидкам, обойдется дешевле. Ведь он не привязан к оператору и, если у реселлеров Apple пропадет здравый смысл, может быть ввезен из любой страны, где этот смысл еще есть. Кому тогда будет нужен этот и так плохо продающийся iPhone?

< Назад в рубрику