Экономика
19:50, 5 апреля 2010

Терминальная пауза В России отключили треть платежных терминалов

Ирина Рябова

С 1 апреля в России приостановила работу треть платежных терминалов, с помощью которых жители страны уже давно привыкли оплачивать телефон, интернет, ЖКХ и многие другие услуги. Владельцы устройств не успели выполнить в срок требование властей об обязательном оснащении терминалов контрольно-кассовой техникой (ККТ).

Чековые требования

Новые требования к платежным терминалам были введены законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", принятым в июне 2009 года. Документ устанавливал определенные правила для операторов небанковских платежных терминалов. Так, автоматы должны были в обязательном порядке быть оснащены ККТ, выдающей пользователям унифицированные кассовые чеки. В них должны быть указаны общая сумма платежа, наименование оплаченного товара либо услуги, размер комиссии, дата и время платежа. Кроме того, объем платежей без удостоверения личности плательщика теперь ограничен 15 тысячами рублей.

Первоначально требования к терминалам должны были вступить в силу с 1 января 2010 года. Однако осенью прошлого года операторы терминальных сетей пожаловались, что не успеют к началу нового года оснастить устройства кассовыми аппаратами из-за того, что в Минпромторге затягивают включение разрешенных к использованию в терминалах моделей ККТ в специальный реестр.

В ноябре 2009 года депутаты Госдумы вняли жалобам операторов и приняли сразу во втором и третьем чтениях законопроект, откладывающий обязательное использование ККТ в терминалах с 1 января на 1 апреля 2010 года. Предполагалось, что дополнительные три месяца помогут владельцам автоматов выполнить требование властей. Не получилось.

Виноваты в этом не только операторы терминальных сетей, но и чиновники, которым так и не удалось как следует организовать регистрацию ККТ. Как отмечает портал BFM, владельцы терминалов жалуются на огромные очереди в налоговых инспекциях. По словам руководителя Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Бориса Кима, "сама налоговая определилась с порядком постановки на учет этих устройств всего полтора месяца назад".

Ким добавил, что дополнительные сложности создают проверки терминалов налоговиками. Теперь к автоматам должен приехать налоговый инспектор, тогда как раньше кассы привозили в налоговую. "Но терминал вы же не можете привезти, поэтому к нему с проверкой должен приехать налоговый инспектор. Это требует времени, сотрудников не так много, из-за этого и происходят неувязки со временем", - посетовал глава НАУЭТ.

Сколько закрылось

В результате неувязок с ККТ к началу апреля в России прекратили работу 25-30 процентов всех существующих платежных терминалов, написала 5 апреля газета "Ведомости". При этом ежедневный объем рынка платежей сократился незначительно - на два процента до 1,57 миллиарда рублей.

Серьезного уменьшения оборота действительно не произошло, - так, по крайней мере, считает гендиректор одной из крупнейших сетей терминалов - "Объединенной системы моментальных платежей" (работают под маркой Qiwi) - Владимир Лопатин. По его мнению, это вызвано перераспределением оборота между работающими терминалами, банками и ритейлерами. По данным Лопатина, из 100 тысяч терминалов ОСМП в начале апреля не работало 20 процентов.

В "Евросети", являющейся еще одним лидером российского рынка моментальных платажей, отметили, что почти две трети средств, которые плательщики не смогли внести через неработающие терминалы, были проведены через салоны сотовой связи. Так, 1 и 2 апреля ежедневный объем платежей в салонах "Евросети" удвоился и достиг 10 миллионов долларов. Платежи за интернет-услуги, IP-телефонию и ЖКХ возросли в несколько раз.

Чем грозит

Еще 2 апреля представитель московского управления Федеральной налоговой службы (УФНС) Марина Цукарева в своем интервью ИТАР-ТАСС напомнила, что с начала месяца прием платежей через терминалы без ККТ не допускается, а за нарушение указанного требования установлена ответственность в соответствии со статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях. Это означает, что, к примеру, на юридические лица за нарушение указанной статьи может быть наложен штраф от 30 тысяч до 40 тысяч рублей.

Цукарева также пообещала, что новые требования к терминалам "не отразятся" на самих плательщиках, а затронут только операторов. Тем не менее, вряд ли с ней согласились те россияне, которые лишились возможности быстренько пополнить телефонный счет по дороге на работу или оплатить коммунальные услуги в близлежащем терминале.

Впрочем, по оценке Кима, "молчать" платежные терминалы будут недолго. Руководитель НАУЭТ считает, что в течение ближайшего месяца-полутора большинство владельцев устройств зарегистрируют ККТ в аппаратах, и работа терминалов возобновится.

Однако другие специалисты полагают, что так быстро решить вопрос не получится. Дело в том, что установка ККТ только на один терминал обойдется его владельцу в 800-1500 долларов. Таким образом, общие расходы на 60 тысяч терминалов, которые сейчас простаивают, составят довольно серьезную сумму - от 50 до 90 миллионов долларов.

В любом случае, пользователям терминалов не только придется терпеть неудобства из-за простоя многих аппаратов. Участники рынка прогнозируют, что из-за оснащения терминалов ККТ комиссия при оплате услуг через аппараты возрастет, чтобы владельцы терминалов смогли компенсировать свои затраты на установку касс. Если сейчас комиссия составляет в среднем 5-7 процентов от суммы операции, то в ближайшие несколько месяцев она может увеличиться до 7-10 процентов.

Получается, что при внесении платежа, к примеру, на 300 рублей, еще до 30 рублей пользователю придется доплатить в качестве комиссии. Так что в ближайшее время россияне, скорее всего, переключатся на оплату услуг там, где комиссия либо минимальна, либо совсем не взимается, то есть через банковские терминалы и салоны сотовой связи.

< Назад в рубрику