Газовая лихорадка, захватившая в последние пару лет США, добралась и до Восточной Европы. Один из крупнейших импортеров топлива в регионе - Польша - может оказаться владельцем гигантских запасов сланцевого газа. Компания Wood Mackenzie, специализирующаяся на нефтегазовых исследованиях, обнаружила в стране 1,36 триллиона кубометров этого "неконвенционного" вида топлива.
В случае, если наличие запасов удастся доказать, а затем и наладить добычу, Польша не только сумеет закрыть собственные потребности на много лет вперед, но и снабжать газом своих соседей. Открытие это имеет революционное значение для Евросоюза и может оказаться очередным ударом по "Газпрому", дела которого в последнее время идут не лучшим образом.
США сумели за счет сланцевого газа в течение нескольких лет увеличить добычу на 20 с лишним процентов и почти полностью избавиться от импортозависимости в этой сфере. Эти успехи воодушевили остальные государства мира и они начали стремительно искать буквально валяющееся под ногами богатство и у себя. Газовый вопрос наиболее остро стоит в Европе, которая, по предварительным оценкам, может располагать весьма значительными резервами. Сообщение о польских запасах пришлось тут весьма "в кассу".
Сланцы на Земле встречаются практически повсюду. О том, что в них находится природный газ, было известно давно, но технологии не позволяли развернуть добычу в значимых для рынка масштабах. Ситуация изменилась в 2000-е, когда в США научились использовать горизонтальное бурение для извлечения ресурса из сланцевых пластов.
Запасы этого вида топлива, по предварительным оценкам, не уступают по объему резервам обычного природного газа. Оптимистично настроенные специалисты даже утверждают, что сланцевого газа в мире - намного больше, чем традиционного. Скептики, впрочем, не так уверены в блестящем будущем сланцев. Дело в том, что месторождения такого газа быстро исчерпываются и поэтому на их разработку требуется больше инвестиций. Некоторые специалисты отмечают, что компании, специализирующиеся на добыче газа из сланцев, искусственно занижают себестоимость, не учитывая в ней часть капиталовложений.
В этой дискуссии с обеих сторон присутствуют достаточно авторитетные эксперты, так что правоту тех или других может показать только будущее. Если же вывести "золотую середину" из этих позиций, то можно прийти к выводу, что газ из сланцев традиционный полностью не заменит, но послужит ценным дополнением, которое не позволит в ближайшие годы значительно повыситься мировым ценам.
Но пока сланцевый газ в Европе остается мечтой для потенциальных добытчиков. В этой связи интересно посмотреть, как на континенте обстоят дела с добычей конвенционного газа. В большинстве стран ЕС она в последнее время падает, хотя есть и исключения.
Норвегия является крупнейшим газодобытчиком в Западной Европе и с высокой вероятностью останется таковым в ближайшие годы. Практически весь норвежский газ извлекается на шельфе Северного моря. Норвегия долгое время была не только газовой, но и нефтяной "королевой" Европы, однако нефтедобыча в этой стране идет на спад уже почти десятилетие.
Газ - другое дело. В 2008 году норвежцы сумели увеличить добычу этого полезного ископаемого более чем на 10 процентов, а объем добычи составил 99,2 миллиарда кубометров за 12 месяцев. При этом запасы газа в Норвегии остаются внушительными - около 2,91 триллиона кубометров. Это почти столько же, сколько во всей остальной Европе вне пределов бывшего СССР вместе взятой. Таких резервов при текущем уровне добычи скандинавам хватит почти на 30 лет.
Крупнейшим месторождением Норвегии является Тролль, расположенный в 100 километрах от побережья в районе Бергена. Добыча с платформ Тролля составляет более трети, а его доказанные запасы достигают 60 процентов от общенорвежского ресурса.
Норвегия, в отличие от других европейских стран, сама потребляет лишь небольшую часть производимого у себя газа (около 5 процентов). Норвежцам много топлива и не требуется - население страны немногочисленно, а местная энергетика в значительной степени базируется на возобновляемых источниках. Что касается экспорта, то львиная его доля направлена в Германию (32 процента) и Великобританию (31 процент). Около 19 процентов приходится на Францию, а больше половины всего остального отправляется в страны Бенилюкса.
Голландия - еще одна европейская страна, снимающая газовые сливки с богатого бассейна Северного моря. Заметим, что в отличие от Норвегии, значительная часть запасов Нидерландов располагается на континенте. В частности, речь идет и о крупнейшем месторождении страны и всей Европы - Слохтерен, расположенном близ города Гронинген на севере страны.
Слохтерен дает голландцам более 40 процентов всей добычи, причем эксперты ожидают, что в будущем эта доля может вырасти до двух третей. Всего же Нидерланды производят 67 миллиардов кубометров в год при запасах 1,39 триллиона кубометров - при нынешнем уровне добычи газа Голландии хватит на 20 лет.
box#2089920
В начале 2000-х годов объем добычи газа в Голландии снижался, но к середине десятилетия положение удалось выправить. В результате в 2008 году рост объемов производства составил около 12 процентов. Сомнительно, однако, что Нидерландам удастся сохранить этот тренд, поскольку запасы в последние годы практически не росли.
Как и в случае с Норвегией, главным потребителем голландского газа является Германия. Большая часть остального экспорта более или менее равномерно распределена между Францией, Бельгией и Италией. Сами голландцы потребляют около двух третей извлекаемого из недр топлива.
В других странах Европы динамика добычи газа значительно хуже. Наиболее яркий пример - это пионер разработки североморского шельфа - Великобритания. В 2008 году добыча в стране сократилась на 3,7 процента до 69,6 миллиарда кубометров. В результате Соединенное королевство, некогда бывшее главным экспортером углеводородов на континенте, теперь сильно зависит от импорта.
Газовые запасы страны очень быстро сокращаются. Если не произойдет каких-либо крупных открытий на шельфе, газ закончится уже через 4-5 лет. Это является серьезной проблемой для находящейся и без того не в лучшем состоянии экономики страны. Альтернативная энергетика, несмотря на все усилия правительства, пока не спасает. Импорт газа придется наращивать, а вслед за ним продолжит расти дефицит торгового баланса и национальный долг.
Ситуация в Великобритании является типичной для Западной Европы. В свое время газа на континенте добывалось более чем достаточно, но новых месторождений уже давно не находят. В 2008 году добыча резко снижалась в большинстве второстепенных в этой сфере европейских стран. В Германии она упала на 9 процентов, в Италии - на 6 процентов, а в той же Польше - на 6,6 процента. Судя по всему, этот процесс является необратимым. Если не удастся добиться прорыва в добыче сланцевого газа, то все больше придется полагаться на импорт, ныне составляющий около 40 процентов от общего потребления Евросоюза.
Основными поставщиками топлива в Европу по трубопроводам, кроме России (читай "Газпрома") являются Алжир и Ливия. По сравнению с российскими поставками их доля невелика. Алжир обеспечивает около 6 процентов потребления Евросоюза, Ливия - около 2. Хотя обе страны испытывают в последние годы газовый мини-бум, в сколько-нибудь значительной степени европейский голод утолить они не смогут. Проект газопровода Nabucco пока далек от завершения, но даже если он будет построен, газопровод сможет удовлетворить только 7-8 процентов потребностей континента.
Взоры европейцев в 2000-е годы в этой связи обратились на сжиженный природный газ (СПГ). Его достаточно трудно хранить и транспортировать в больших объемах, но при наличии серьезных вложений в инфраструктуру он становится вполне доступным. Бум сланцевого газа в США косвенно помог европейцам, так как объемы топлива, ранее отправлявшиеся в Америку, высвободились.
Наиболее перспективными поставщиками СПГ в Европу сейчас являются Катар и Нигерия. Нигерия располагается ближе, но из-за непрекращающейся мелкой партизанской войны в наиболее богатых нефтегазоносных провинциях, а также парализовавшей страну коррупции нарастить объем добычи не может. Зато это по силам Катару, но транспортное плечо от него длиннее. Тем не менее, Катар год от года наращивает свои поставки на континент. По прогнозам наиболее оптимистично настроенных аналитиков, через 10 лет катарский газ может занять гигантскую - до трети - долю в европейском потреблении.
Реализации этого сценария мешает ряд объективных причин. Все та же пресловутая инфраструктура требует больших вложений, в первую очередь со стороны стран-импортеров. Однако Катар, несмотря на свои скромные размеры, - богатое государство. Для завоевания рынка сбыта он вполне может оказать странам ЕС посильную финансовую помощь, а уж технологии хранения и транспортировки СПГ имеются в наличии как у европейцев, так и у самих арабов.
Катарский газ остается крайне дешевым. Запасы его огромны (по этому показателю Катар занимает третье место в мире после России и Ирана), а потребление топлива внутри страны составляет мизерную долю от экспорта. Нет никаких оснований полагать, что ситуация в течение ближайших 10 лет изменится. То есть даже если значение революции в добыче сланцевого газа окажется сильно преувеличенным, "Газпром" ждут нелегкие времена.