Экономика
13:30, 7 апреля 2010

(Не)возвращенцы ФАС потребовала возвращать деньги за неиспользованные авиабилеты

Александр Поливанов

Федеральная антимонопольная служба провела проверку деятельности российских авиакомпаний, по итогам которой предписала перевозчикам отказаться от продажи билетов, которые нельзя вернуть и получить за них компенсацию. Казалось бы, радеют антимонопольщики за простых россиян, но постановление ФАС для пассажиров может выйти боком. А именно – повышением цен на билеты.

В июне 2009 года глава ФАС Игорь Артемьев удивлялся: "Железнодорожные билеты можно сдавать, билеты в театр можно, а тут [авиационные] нельзя. Почему нельзя?" (цитата по "Ведомостям"). Ответ на этот вопрос решили дать подчиненные Артемьева и организовали проверку авиакомпаний.

Результаты проверки стали известны только в начале апреля 2010 года. По данным антимонопольщиков, ряд авиакомпаний в России (их названия не уточняются) используют практику продажи так называемых "невозвратных" билетов, то есть тех билетов, которые нельзя сдать до полета и получить за них денежную компенсацию. Кроме того, в ФАС обнаружили, что перевозчики иногда скрывают от россиян дополнительные сборы, что вводит потребителей в заблуждение.

Антимонопольщики считают, что практика продажи "невозвратных билетов" противоречит Воздушному кодексу России, в котором прямо говорится: "Пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна (…) и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму".

Какие санкции ФАС готова применять к авиакомпаниям, которые пренебрегут требованиями антимонопольщиков, в пресс-релизе ведомства не уточняется. По данным тех же "Ведомостей", пока сообщение ФАС следует воспринимать как рекомендацию, но если требования не будут выполнены до 30 апреля, то у антимонопольщиков будет формальное право начать возбуждение дел.

Позиция авиакомпаний

Будут ли авиакомпании следовать рекомендации ФАС или выберут какой-нибудь хитрый способ обойти указание властей, пока неясно. Во всяком случае, лобби среди чиновников у авиакомпаний приличное, а в борьбе за "невозвратные билеты" перевозчики могут привести в пример использование таких билетов во многих странах мира: там дискаунтеры не стесняются отказывать в выплате компенсаций. Но взамен они предлагают дешевые билеты.

Оплачивая билеты заранее, пассажир, по сути, кредитует авиакомпанию, давая ей возможность распоряжаться деньгами задолго до того, как осуществляется сама перевозка. Такая практика и позволяет авиакомпаниям продавать часть билетов на полеты через один-два месяца по ценам, которые иногда бывают даже ниже себестоимости. Но если продолжать аналогию с кредитом, то ведь банк, выдавая определенную сумму, не имеет права требовать ее обратно до истечения срока соглашения. По такой логике и пассажиры не могут просить компенсации за купленные билеты.

Убедит ли этот аргумент антимонопольщиков или других представителей власти, пока непонятно. Ясно другое: в последние годы чиновники с большим подозрением относятся к появлению всякого рода дискаунтеров на рынке авиаперевозок, опасаясь возникновения пузыря на рынке. О плюсах и минусах дискаунтеров можно спорить, но факт налицо: в России бюджетные перелеты обходятся дороже, чем в Европе. Если учесть, что основной расход авиакомпаний – это керосин, который производится в частности из российской нефти, получается абсурд.

Как в Европе?

В Европе есть две крупных авиакомпании, которые позиционируют себя исключительно как дискаунтеры: EasyJet и RyanAir (последняя, к тому же, является мировым лидером по межнациональным перевозкам). Иногда к ним добавляются отдельные рейсы AirBerlin, AirBaltic и других мелких авиакомпаний: они используют низкие тарифы в рекламных целях или на нескольких маршрутах, которые пользуются постоянным спросом.

Бизнес-модель low-cost появилась в Европе в 1990-х годах и с тех пор популярность ее только росла. Она стала возможной благодаря двум обстоятельствам. Во-первых, в ЕС был провозглашен принцип открытого неба: между двумя странами рейсы могут осуществлять не только авиакомпании этих стран, но и любые другие европейские перевозчики. В результате та же RyanAir, которая приписана к аэропорту Дублина, получила возможность летать, например, из Стокгольма в Рим или из Польши в Португалию. А, во-вторых, в Европе в 1990-2000-е годы были сравнительно дешевые кредиты, которые позволяли дискаунтерам мощно стартовать.

Самолет Ryanair. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Low-cost модель базируется на нескольких принципах, каждый из которых строится на простом тезисе: компания должна экономить на всем, что только можно. Во "все, что только можно" входит не только выбор более отдаленных от крупных городов аэропортов или отсутствие еды во время перелета, но и штрафы пассажирам за все, что только можно.

Так, именно авиакомпании-дискаунтеры строже других карают за слишком тяжелый или негабаритный багаж, а также за большое количество сумок. Про "невозвратные билеты" и говорить не приходится: иногда их нельзя не только сдать, но и поменять.

Абсолютным лидером как по экономии, так и по штрафам пассажирам, является все та же RyanAir. В 2009 году дополнительные доходы компании (не от продажи билетов) составили 598 миллионов евро, или пятую часть от всей выручки. RyanAir действительно пытается экономить на всем: эта авиакомпания специально закупает самолеты с менее удобными, но более дешевыми креслами, а салон устроен таким образом, чтобы его было легче убирать. Следовательно, подготовка салона к новому полету занимает меньше времени, а лайнер может выполнить за один день большее количество рейсов.

Новые идеи RyanAir о том, как сэкономить еще хотя бы 5-10 евро за поездку, то и дело будоражат общественность. Так, большой резонанс вызвала новость о введении платы за пользование туалетом в самолетах авиакомпании. Не менее бурной реакция оказалась и на введение в лайнерах стоячих мест. Исчезновение стоек регистрации по сравнению с другими новациями смотрится даже не так дико.

А что у нас?

В России дискаунтерами себя иногда называют несколько авиакомпаний (например, Sky Express и "Авианова"), ни одна из которых не может назвать себя крупной. Собственно, ни одно из условий, благодаря которому low-cost модель развилась в Европе, в России не выполняется: в стране нет ни дешевых кредитов, а до принципа открытого неба с ЕС нам пока так же далеко, как до ставок по кредитам в три-пять процентов годовых.

Есть и другие минусы развития дискаунтеров в России: расстояния между городами в стране, как правило, совсем немаленькие, а вот пассажиропоток между регионами оставляет желать лучшего: по крайней мере, он несравним с европейским. Вот и получается, что экономить ни на топливе, ни на объемах российские авиаперевозчики не могут.

Однако у дискаунтеров в России есть и другие барьеры: чиновничьи. После банкротства альянса AiRUnion, который развивался за счет кредитов и предлагал более низкие цены по сравнению с "зубрами" рынка, стало понятно, что такого рода "пузыри" несут в себе не только удобство для пассажиров, но и огромный риск: осенью 2008 года в аэропортах России скопились тысячи россиян, которые должны были лететь самолетами AiRUnion. При этом не стоит забывать, что даже самые крупные российские авиакомпании работают себе в убыток: доход "Аэрофлота", например, получается только из того, что ему перечисляются сборы с иностранных авиакомпаний за пролет по территории России (по справедливости они, конечно, должны идти в бюджет страны).

Не стоит забывать, что у частных дискаунтеров есть и государственные конкуренты. Авиакомпания "Россия", например, летом 2009 года официально попросила ограничить полеты дискаунтеров в "Пулково".

Вот и получается, что дешевые авиаперелеты в России пока не приживаются. Атака на "невозвратные билеты" – еще один показатель того, что пока такие авиакомпании в стране никому не нужны. Кроме пассажиров, которые, конечно, хотели бы летать из Москвы в Петербург за 500 рублей.

< Назад в рубрику