Мир
22:39, 10 апреля 2010

Обезглавленная Польша Авиакатастрофа под Смоленском стала трагедией мирового масштаба

Кирилл Головастиков

10 апреля 2010 года под Смоленском разбился Ту-154 президента Польши. Никто из числа находившихся на борту людей не выжил, включая самого главу Республики Польской Леха Качиньского, его супругу Марию Качиньскую и первостепенных по значимости государственных чиновников и политиков. Польская делегация летела в Смоленскую область к Катынскому мемориалу, чтобы почтить память тысяч своих соотечественников, погибших 70 лет назад: день памяти жертв Катыни отмечают в Польше 13 апреля.

Президентский самолет вылетел из Варшавы утром в субботу. Он должен был приземлиться на аэродроме "Северный" под Смоленском. Впоследствии стало известно, что Ту-154 не дотянул до посадочной полосы около 500 метров. Первые данные о катастрофе стали поступать около 11:30 по московскому времени; спасатели МЧС РФ прибыли к месту крушения практически сразу, а люди, встречавшие делегацию - даже еще раньше них. Практически сразу российские и польские чиновники заявили: в результате авиакатастрофы никто не выжил.

Данные о числе людей, находившихся на борту, однако, с самого начала поступали противоречивые. СМИ неофициально говорили о том, что число погибших может превысить 130 человек, однако по последним данным МЧС РФ, погибшими считаются 97 человек.

Президентский Ту-154 был собран в 1990 году и служил, таким образом, 20 лет; до Леха Качиньского на самолете летали президенты Войцех Ярузельский, Лех Валенса и Александер Квасьневский, сообщает ИТАР-ТАСС. Польские СМИ пишут, что президентский самолетный парк находился в плохом состоянии. В сентябре 2009 года сразу оба Ту-154 вышли из строя и глава государства был вынужден лететь в Нью-Йорк рейсовым самолетом, отмечает РИА Новости.

Тем не менее, самолет, разбившийся под Смоленском, в декабре 2009 года был капитально отремонтирован в России, на самарском заводе "Авиакор". Его генеральный директор Алексей Гусев в эфире канала "Россия 24", заявил, что состояние механики и автоматики не могло стать причиной катастрофы.

Лех Качиньский. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Таким образом, основными версиями являются плохие погодные условия и ошибка пилота. Практически все государственные службы, занимающиеся расследованием аварии, говорят, что посадка Ту-154 проходила при сильном тумане. Незадолго до самолета Качиньского в "Северном" должен был сесть Ил-76, на котором из Москвы летела группа сотрудников ФСБ, сообщает Gazeta Wyborcza. Самолет ФСБ дважды предпринимал попытки приземлиться под Смоленском, однако в конце концов повернул обратно во Внуково.

Ввиду плохой погоды экипажу самолета польского президента предлагали посадить его в Минске, а также в Москве. Тем не менее, было принято иное решение - следовать в пункт назначения. Самолет заходил на посадку 4 раза. Как передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на польское телевидение, при последней попытке лайнер в густом тумане опустился на высоту 25 метров над землей. Затем пилот попытался снова поднять самолет, однако скорость уже была сильно снижена, лайнер задел деревья и разбился. Еще по одной версии, пока самолет кружил над посадочной полосой, у него могло просто кончиться горючее. Кроме того, самолет отклонился от взлетной полосы не только по высоте, но и по ширине не менее, чем на 150 метров, рассказал Сергей Шойгу. Из-за чего это могло произойти, глава МЧС пока не уточнил.

Российские власти уже пообещали способствовать максимально полному расследованию причин произошедшего. Президент РФ Дмитрий Медведев распорядился создать специальную комиссию по расследованию, которую возглавил премьер-министр Владимир Путин. На место катастрофы были отправлены главы МЧС, МВД и Минтранспорта. Россияне пообещали польской стороне максимальную помощь и содействие. Расследованием, которое проведут в Польше, займется главный военный прокурор полковник Кристофер Парульский.

Память жертв Катыни священна для поляков, и поэтому в состав государственной делегации, отправившейся в Смоленскую область, помимо президента и первой леди, входили многие чиновники, политики, представители церкви, просто влиятельные поляки. Среди погибших - Рышард Качоровский, последний президент Польши в изгнании, Славомир Скшипек, глава Национального банка Польши, Владислав Стасяк, глава канцелярии президента, Петр Нуровски, президент олимпийского комитета, вице-спикеры и депутаты сейма и сената. Сообщалось о гибели посла Польши в России Ежи Бара, однако эту информацию опровергли.

Также среди погибших - представители силовых структур: глава Генштаба Польши Франтишек Гонгор, главком сухопутных войск Тадуш Бук, главком ВМФ Анджей Карвета, командующий войсками спецназначения Влодзимеж Потасиньский, глава оперативного командования польской армии Бронислав Квятковский, командующий ВВС Анджей Бласик и глава Бюро национальной безопасности Польши Александр Щигло.

Кроме того, в разбившемся самолете находились представители организаций, занимавшихся изучением трагической польской истории XX века: это президент Института национальной памяти Польши Януш Куртыка, генеральный секретарь Совета по охране памяти борьбы и мученичества Анджей Пшевозник, председатель оргкомитета Федерации катынских семей Божена Лойек, генеральный секретарь Союза сибирских ссыльных Эдвард Духновский. Как вышло так, что все эти люди оказались в одном самолете, полякам еще предстоит разобраться.

После гибели первого лица государства исполнять его обязанности начал председатель сейма Бронислав Коморовский. Президентский срок Качиньского подходил к концу, новые выборы должны были состояться осенью, однако теперь объявлено о досрочном голосовании. Оно пройдет не позднее 20 июня; точную дату объявят в течение двух недель.

Первые лица многих стран мира, начиная с России, выразили соболезнования польскому народу, а также личное потрясение в связи с произошедшим. На место крушения отправились премьер-министры РФ и Польши Владимир Путин и Дональд Туск. Тем не менее, никакие слова, даже самые искренние, в такой ситуации не помогут справиться с шоком миллионам поляков. В стране объявлен семидневный траур, люди собираются у президентского дворца, чтобы почтить память погибших. В Кракове звучит колокол "Сигизмунд", в который бьют только в самые важные для страны дни.

Память погибших почтили и в селе Катынь Смоленской области. Это место ассоциируется со скорбью во всем мире, однако 10 апреля 2010 года скорбь удвоилась.

< Назад в рубрику