Московским властям не удалось обойтись без громкого скандала в процессе утверждения проекта Генплана развития Москвы до 2025 года. Недовольство горожан, принявших участие в посвященных проекту публичных слушаниях, не помешало сначала утвердить Генплан в мэрии, а затем принять его в двух чтениях в Мосгордуме. Но тут в дело вмешалась Общественная палата России, которая сначала назвала Генплан смертным приговором столице, а затем организовала собственное обсуждение проекта. Слушания закончились публичной "поркой" столичных чиновников, которые покинули заседание во избежание драки.
Актуализация
Первая концепция развития Москвы была утверждена еще в 1935 году. Первый постсоветский генплан столицы разрабатывался с 1989-го и был принят в 1999 году. В 2005 году был утвержден долгосрочный план развития города до 2020 года. Затем был принято решение обновить документ. Работа над проектом актуализированного Генплана до 2025 года закончилась в конце 2008 года.
В основу Генплана его разработчики положили идею разделения территории города на зоны стабилизации и зоны развития. В зонах развития (промышленные территории и районы с ветхими пятиэтажками), на месте сносимых домов, запланировано строительство жилья, объектов коммерческой и социальной инфраструктуры. В зонах стабилизации (центр и спальные районы) будет проводиться капремонт и благоустройство территории. Также Генпланом предусмотрено строительство дорог и развитие общественного транспорта.
Летом 2009 года московские власти провели общественные слушания по проекту Генплана, в которых, по данным властей, приняли участие около 160 тысяч человек. СМИ писали, что многие слушания проходили в напряженной обстановке - горожане вели себя достаточно агрессивно, узнавая о строительных планах властей. Недовольство москвичей вылилось в несколько десятков тысяч претензий ко всем положениям проекта Генплана, касавшихся сноса и строительства жилья, возведения школ, поликлиник, детсадов и даже бань. Свои замечания москвичи высказали и относительно капремонта, экологии, организации дорожного движения и сохранения памятников архитектуры. В общем, без внимания ничего не осталось.
Экстренное утверждение
Огромное число замечаний к Генплану ничуть не смутило московские власти. Главный архитектор столицы Александр Кузьмин заявил, что все пожелания горожан будут максимально учтены. В октябре глава стройкомплекса Владимир Ресин сообщил, что документ прошел корректировку в Москомархитектуре и был передан на рассмотрение правительства, которое одобрило Генплан в ноябре. 2 декабря Мосгордума приняла соответствующий законопроект в первом чтении, а принять документ в целом планировалось до конца года.
В общем, действовали власти оперативно. И тому было объяснение. Москва торопилась из-за того, что, согласно Градостроительному кодексу РФ, с 1 января 2010 года любое строительство, не зафиксированное в генплане, должно было быть признано незаконным. Однако в декабре Госдума из-за неготовности субъектов перенесла сроки утверждения региональных генпланов до 1 января 2012 года.
После такого поворота событий форсировать утверждение Генплана уже не имело смысла, и Юрий Лужков "разрешил" депутатам Мосгордумы поработать с документом более внимательно. Народные избранники воспользовались такой возможностью сполна, предложив внести в проект около 400 поправок. Москомархитектура вновь провела работу над ошибками, и 10 марта законопроект был принят во втором чтении. Закончить эпопею с Генпланом было намечено на конец апреля.
Приговор Общественной палаты
Уже на следующий день после принятия Генплана во втором чтении проект был подвергнут жесткой критике со стороны комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по сохранению и развитию отечественной культуры. В официальном заявлении комиссии Генплан был назван смертным приговором Москве. В вину столичным властям вменялись разработка концепции развития города без участия независимых экспертов, недостаточная забота об объектах культуры и транспортной ситуации, а также некачественное проведение общественных слушаний. Мэрию также обвинили в желании "легализовать" все, что было построено в Москве за последние годы. В заключение комиссия пообещала добиться отсрочки принятия Генплана.
Более развернуто о претензиях общественности к Генплану порталу Slon.ru рассказал член ОП, галерист Марат Гельман. По его словам, в концепции развития города нет понятия исторической зоны Москвы. "Это означает, что центр будет продолжать застраиваться, облик будет теряться, и ничто этому уже не сможет помешать. Потому что это уже будет законно", - пояснил он. Упомянул Гельман и о грозящем Москве транспортном коллапсе: "Если в среднем европейском городе 25 процентов территории отдается транспорту, в самых тяжелых азиатских городах, вроде Бангкока, это 12–15 процентов, то у нас – 8 процентов. Кроме того, центр продолжает оставаться транзитной зоной, вместо развязок строят тоннели, которые не решают проблем – но зато они дороже". Еще одним недостатком, по мнению галериста, является то, что Генплан Москвы не учитывает планов по развитию Московской области. "Как может развиваться столичный город, если нет зон агломерации, нет зон расширения? Ему просто некуда расти", - удивляется Гельман. Также он обратил внимание на то, что Генплан не предлагает мер по решению экологической проблемы в мегаполисе.
Реакция Москвы не заставила себя долго ждать. Глава комиссии Мосгордумы (МГД) по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов призвал не обращать внимания на критику Общественной палаты и обвинил членов комиссии в желании "обратить на себя внимание". Вице-спикер МГД Андрей Метельский поддержал коллегу, подчеркнув, что над проектом Генплана работали сотни архитекторов и специалистов. Кроме того, по его словам, разработчики учли более 42 тысяч предложений горожан.
Общественные пререкания
Общественная палата в ответ предложила представителям московских властей принять участие в альтернативных общественных слушаниях. В том, что подобная дискуссия будет острой, принявшие вызов ОП Александр Кузьмин и Владимир Платонов, наверное, не сомневались. Но вряд ли они пришли бы на заседание, зная, что им придется покинуть его досрочно из-за обвинений в жадности, трусости и безразличии.
Слушания по сути стали развернутой формой гневного письма, ранее адресованного правительству Москвы. "Речь идет о развитии одного из древнейших и красивейших городов страны, и никакой сиюминутной необходимостью градостроительного комплекса нельзя оправдать поспешность принятия решений", - начал атаку Василий Бычков, глава комиссии по сохранению и развитию отечественной культуры.
"Что такое Москва: бизнес-машина или удобный для людей город, в котором историческая составляющая занимает ведущее место?" - продолжил допрос главный архитектор Центра историко-градостроительных исследований Борис Пастернак, добавив, что в Генплане нет никаких новаций. Кинорежиссер Павел Лунгин, в свою очередь, был краток, отметив, что будущее столицы вызывает у него "чувство неправильного и непоправимого". О также призвал мэрию услышать "плач и боль" народа.
Столичные чиновники стояли на своем. "Генплан созрел для своего утверждения. Кроме конфликтных точек, территории города могут развиваться. Без Генплана мы не можем перестраивать районы с устаревшим жильем, реорганизовывать промзоны", - заявил Александр Кузьмин. Главный архитектор также подчеркнул, что публичные слушания были проведены честно. В ответ из зала послышались крики: "Это неправда!" и "Ложь". Успокоить публику не смогло даже обещание раз в квартал актуализировать Генплан по вопросам особо охраняемых природных территорий и памятников культуры.
Кульминацией слушаний стало выступление Марата Гельмана. "Кто эти люди, которые спешат принять Генеральный план? У меня есть свой ответ - причины тому жадность, трусость и безразличие. Жадность толкает на преступления, трусость заставляет эти преступления узаконить с помощью Генплана, безразличие позволяет не думать о последствиях. Для нас исторический центр Москвы - ценность сам по себе, для Лужкова это овощная грядка, с которой надо получить урожай", - заявил он. После этого представители московских властей покинули заседание.
Комментируя свой уход, Кузьмин сказал, что в его родном районе Сокольники за такие оскорбления "били рожу". "Я никого не хочу бить в Общественной палате, поэтому вынужден был уйти", - добавил он. Владимир Платонов назвал прошедшее обсуждение "поливанием грязью". Позднее спикер МГД заявил, что представители столичных властей Москвы не появятся на заседаниях Общественной палаты, пока им не принесут извинения. 12 апреля ОП официально извинилась за произошедшее.
Мнение Общественной палаты вряд ли помешает утверждению Генплана. Не помешает ему и мнение многих горожан. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, около 40 процентов жителей Москвы о существовании Генплана ничего не знают. Впрочем, скандальные слушания, очевидно, снизили процент "неосведомленных".