Культура
21:50, 14 апреля 2010

На мякине не проведешь! ДТП на выставке подняло тему провокации в искусстве

Кирилл Головастиков

На вернисаже Андрея Кузькина "Герои левитации" произошло заметное событие. Только что открывшуюся выставку, центральными экспонатами которой стали три трехметровые скульптуры, изготовленные из хлеба, чуть не уничтожил автолюбитель, протаранивший окно выставочного зала. Как это было, журналисты рассказали в подробностях, а вот про виновника ДТП известно очень мало. СМИ гадают: не было ли ДТП частью замысла художника?

Дело было так. Вечером 12 апреля в фонде Stella Art, что на Мытной улице в Москве, проходило открытие выставки. Приглашенные на него люди ходили меж гигантских скульптур из хлебного мякиша, автор которых в обнаженном виде задумчиво качался в гамаке, укрепленном прямо под потолком. Внезапно в витрину врезался внедорожник "Вольво".

"Как в фильме: вспышки, огонь, разлетающиеся стекла. Видимо, за стеклом была какая-то проводка, поэтому все засверкало", - рассказал "Московскому комсомольцу" очевидец событий Алексей. Автомобиль въехал внутрь помещения и остановился в нескольких дециметрах от столика, за которым сидели сотрудники галереи. Машина, сообщают СМИ, смяла одну из хлебных скульптур, а также снесла отопительную батарею. Из труб полилась вода, которая вскоре поднялась на 20 сантиметров над уровнем пола, представляя собой прямую и явную угрозу съедобным произведениям искусства. Кроме того, были повреждены несущий столб и стены галереи. Обошлось, к счастью, без человеческих жертв: сотрудницу "Эха Москвы" Татьяну Пелипейко ранило в ногу осколком витрины, однако несильно, и журналистка от медпомощи отказалась.

Вышедший из машины водитель рассказал, что его зовут Ян и он фехтовальщик. Оказалось, его "Вольво" был припаркован у галереи. По словам спортсмена, он только недавно сел за руль и, трогаясь с места, перепутал педали газа и тормоза. Впрочем, в УВД Южного округа журналистам "МК" сказали, что Ян был пьян.

Стоит отметить, что, по данным "Артхроники", художник, пока на земле рушились его создания, невозмутимо продолжал висеть под потолком, и на челе его высоком не отразилось ничего. Голого художника сняли с высоты прибывшие сотрудники милиции.

ДТП на выставке остался бы в народной памяти скорее как курьез, если бы на следующий день не всплыли подробности, коренным образом меняющие взгляд на произошедшее. Витрину от асфальта, на котором был припаркован автомобиль, отделял бортик высотой 30-40 сантиметров, пишет "МК". А камера наружного наблюдения банка, расположенного в том же здании, зафиксировала, как некие неизвестные люди подкладывали под колеса машины своеобразные мостки, чтобы внедорожник смог преодолеть препятствие.

Ошибка неопытного водителя, таким образом, уступила место злому умыслу. В ГИБДД агентству РИА Новости сказали, что проводят проверку инцидента. "Мы сейчас подсчитываем финансовый и моральный ущерб, но не готовы предъявить обвинения. Здесь много неясного", - сказал директор по развитию Stella Art Foundation "Коммерсанту".

Однако в голову сразу приходит другая версия произошедшего: акция могла быть частью перформанса художника - провокацией, проще говоря. На эту мысль наводят сразу несколько вещей. Во-первых, журналисты пишут, что машина и вода повредили и чуть ли не уничтожили хлебные скульптуры - однако тут же "Артхроника" сообщает, что выставка, как и планировалось, продлится до 30 мая, несмотря ни на что. Удивительно, что злополучное ДТП произошло именно на вернисаже, когда в выставочном зале было полно журналистов. Очевидец событий рассказал "Московскому комсомольцу", что прежде чем завести машину, фехтовальщик Ян попросил стоявших рядом людей разойтись.

В Stella Art, пишет "Коммерсант", в причастность художника не верят. Однако, видимо, сотрудники галереи все же подозревают неладное, иначе что мешает им предъявить обвинения и потребовать возмещения ущерба? Обозреватель газеты подчеркивает, что Кузькину дополнительная "раскрутка" не нужна, однако, похоже, и журналисты готовы поверить в версию о перформансе. В этом духе можно прочесть заголовки-близнецы в "Ъ" и "МК" ("Дорожно-художественное происшествие" и "Культурно-транспортное происшествие").

Внедорожник, протаранивший экспозицию. Фото с сайта "Артхроника"
Lenta.ru

Стоит сказать и о самом создателе скульптур. 31-летний Андрей Кузькин считается молодым художником, однако он начал работать еще в начале 2000-х. Известность к нему пришла в 2008 году после перформанса "По кругу", представленного на Московском биеннале. В течение нескольких часов Кузькин топал по кругу в застывающем бетоне - до тех пор, пока не увяз в нем окончательно. За этот перформанс он получил премии "Инновация" и "Соратник", после чего провел несколько собственных выставок. "Герои левитации", как сообщается на сайте Stella Art, говорят зрителю о "поиске всеобщей, последней основы нашего существования, надежде на смысл за пределами очевидной жизненной безнадежности" - как и все искусство Кузькина вообще.

Строго говоря, дорожно-транспортному происшествию на выставке вовсе необязательно оказываться провокацией на самом деле. Попав в контекст современного искусства, оно само начинает подчиняться его законам. Обозреватель "Коммерсанта", например, проинтерпретировал случившееся под знаком злободневной темы: ДТП с участием чиновников и бизнесменов. В редакции "Ленты.Ру" вспомнили о другой истории: ролике вирусной рекламы, в котором Ксения Собчак на автомобиле въезжает в магазин мобильных телефонов. Грань между художественным и коммерческим в наше время оказывается тонка и трудноуловима.

У вопроса о провокации в современном искусстве есть и еще одно измерение - уголовно-правовое. Что если в ходе подобного представления пострадают люди? Знаменитая сербская художница Марина Абрамович устраивала перформанс "Ритм ноль": рядом с Абрамович стоит столик с предметами, зрители делают с их помощью все, что хотят. Среди предметов - заряженный пистолет. "Перформанс был построен на идее о том, как далеко может зайти зритель. На меня направляли заряженный пистолет и почти нажали на курок, - рассказывала Абрамович. - После этого перформанса у меня появился первый седой волос". В этом случае художник мог погибнуть от руки зрителя. Думая об обратной возможности, искренне хочется верить, что инцидент на выставке Кузькина и впрямь произошел из-за того, что кто-то не знает, где газ, а где тормоз.

< Назад в рубрику