Скучный обыск, который следователи провели в московском офисе Hewlett-Packard в среду, к концу недели оброс таким количеством подробностей, что вот-вот перейдет в разряды скандалов международного масштаба. Выяснилось, что Hewlett-Packard давала откаты за поставки оборудования в Россию. Причем оргтехника направлялась не в частные компании, а в офисы Генпрокуратуры. Пока расследованием дела занимаются следователи Германии, России и США, Hewlett-Packard лишь вяло отмахивается от журналистов. Ну что тут скажешь. Hewlett-Packard далеко не первая компания, которая потеряла лицо на просторах России.
Московский скандал для Hewlett-Packard - соль на еще не затянувшуюся рану. В 2006 году корпорацию фактически обезглавили - в отставку ушли председатель совета директоров Патриция Данн и главный юрист. Тогда все началось из-за статьи в журнале Newsweek, где со всеми подробностями было рассказано о том, как Данн наняла команду специалистов по электронной безопасности, устроивших слежку за членами совета директоров компании и журналистами. Дело против Hewlett-Packard открыто не было, а расследование, которое коснулось лишь менеджеров, постепенно сошло на нет. Все обвинения против Данн были отозваны.
И вот теперь новый скандал с участием Hewlett-Packard. Да еще и в России.
14 апреля, в среду, в офисе Hewlett-Packard на Ленинградском шоссе в Москве появились люди с оружием и в форме. Они вывели из помещения компании сотрудников, после чего провели выемку документов. Вскоре выяснилось, что это сотрудники Следственного комитета при прокуратуре РФ. Как сообщило ведомство позднее, обыск и выемка документов в Hewlett-Packard была произведена по запросу "компетентных органов" из Германии. Более никаких комментариев от СКП не последовало.
Вскоре выяснилось, что "компетентным органом" является прокуратура немецкого Дрездена, которая ведет особо важные дела, связанные с коррупцией. Позже вскрылись и другие обстоятельства дела, которое может больно ударить по репутации не только Hewlett-Packard, но и России.
Немецкая прокуратура начала расследование незаконных операций Hewlett-Packard в 2007 году. Аудитор, проверявший отчетность компании за 2004-2006 годы, выяснил, что германская "дочка" Hewlett-Packard перечислила 22 миллиона евро на счет ProSoft Krippner GmbH, крошечной компании в Лейпциге. Бухгалтерские книги указывали, что деньги были перечислены на оплату неких услуг в Москве. Аудитору размер транзакции показался подозрительным, после чего он сообщил о странном переводе в прокуратуру.
Дитер Бруннер, бухгалтер Hewlett-Packard, который проходит по делу в качестве свидетеля, утверждает, что заметил подозрительную транзакцию еще в 2009 году, но тревоги не поднял. По его словам, занимая в то время самую младшую из возможных должностей, он попросту махнул на транзакцию рукой, довольствовавшись тем, что бухгалтерский отчет был заверен старшими сотрудниками.
К 2009 году следователи выяснили, что руководители Hewlett-Packard раздавали крупные взятки для получения в начале 2000-х контракта на 35 миллионов евро на поставку компьютеров и программного обеспечения Генеральной прокуратуре России. Неизвестные лица в России получили за обеспечение этой сделки около 8 миллионов евро.
В начале декабря были проведены обыски в офисах Hewlett-Packard в Мюнхене и в городе Беблинген на юге Германии. В отношении девяти подозреваемых ведется дело по статьям о возможном нарушении доверия, уклонении от налогов и взяточничестве. Среди подозреваемых по меньшей мере трое - русские.
В конце декабря трое подозреваемых были арестованы, но затем отпущены под залог. Все они действовали исключительно в "интересах" компании. В прокуратуре Германии отмечают, что не нашли никаких доказательств того, что участники схемы обогатились за счет сомнительных сделок.
The Wall Street Journal, которой удалось раздобыть документы немецких судов, утверждает, что в числе трех арестованных в декабре 2009 года был Хилмар Лоренц, бывший глава офиса Hewlett-Packard по продажам в России (на сайте Hewlett-Packard указано, что Лоренц занимал пост гендиректора компании в России и СНГ с 2001 года).
Лоренц, организовавший в 2003 году сделку, привлекшую столько внимания, уже несколько лет не работает в Hewlett-Packard. Это, однако, не помешало ему провести за решеткой почти 4 месяца, пока 25 марта он не был выпущен под залог в 160 тысяч долларов. Освободили Лоренца только после того, как он согласился на сотрудничество со следствием.
Также в тюрьме успели побывать главный маркетолог немецкой "дочки" Hewlett-Packard американец Кеннет Виллетт и гражданка Финляндии Пяйви Тииппана. Виллетт с 2003 по 2007 годы возглавлял подразделение компании, которое занималось продажами Hewlett-Packard в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, а Тииппана занимала этот пост до Виллетта. Последнюю, впрочем, отпустили домой, не взяв с нее даже залога.
Для получения контракта в России менеджерами Hewlett-Packard была организована специальная сеть, состоявшая из нескольких посредников, фиктивных компаний с банковскими счетами, размещенными преимущественно в экзотических странах. Они получали от немецкой "дочки" Hewlett-Packard средства, после чего переводили их в качестве оплаты за никогда не предоставлявшиеся услуги третьим компаниям, бенефициаров которых установить не удалось. Часть денег оказалась при этом в карманах посредников, получавших комиссии за сомнительные транзакции.
В конце цепочки, судя по всему, деньги превращались в откаты, которые шли куда-то в Россию. Журналистам The Wall Street Journal, по-видимому, удалось выяснить нечто большее, поскольку они без обиняков указывают, что откаты Hewlett-Packard попали якобы в руки российских чиновников.
Именно Хилмара Лоренца, согласно документам германского суда, прокуратура подозревает в организации всей схемы. Долгие годы топ-менеджер был лицом Hewlett-Packard, заработав для компании десятки миллионов долларов на выгодных контрактах.
Для продолжения расследования немцы ждут документов из Москвы. Тем временем, 16 апреля стало известно, что к следователям Германии и России присоединились американцы. Теперь делом Hewlett-Packard занимается Минюст США и Комиссия по ценным бумагам. Они должны выяснить, нарушила ли компания закон "О запрете подкупа должностных лиц за границей" (Foreign Corrupt Practices Act, FCPA). Этим законом американским компаниям запрещено давать взятки чиновникам других стран.
Об обысках в Hewlett-Packard стало известно ровно в тот день, когда президент России Дмитрий Медведев утвердил национальную стратегию противодействия коррупции на 2010-2011 годы. Документ будет определять направления борьбы и профилактики злоупотреблений среди госслужащих. Вместе со стратегией была утверждена и новая редакция плана противодействия коррупции, который будет претворять стратегию в жизнь. Оба документа будут обновляться раз в два года.
Пока государство в этой борьбе не особенно преуспело. По уровню восприятия коррупции Россия занимала в конце 2009 года 146 место из 180, свидетельствуют данные международной организации Transparency Interntational. Рынок российской коррупции организация оценивает в 300 миллиардов долларов.
Опросы россиян свидетельствуют о том же. Результаты исследования "Левада-центра", посвященного итогам десятилетия президентства Владимира Путина, обнародованные летом 2009 года, показали, что главной нерешенной проблемой в развитии страны, по мнению граждан, были и остаются коррупция и взяточничество. Без "смазки" в стране похоже, уже ничего не работает.
Медведева, который объявил борьбу с коррупцией одной из главных своих задач на посту президента России, скандал с Hewlett-Packard вряд ли обрадовал. В России много желающих решить проблемы с помощью отката – это не ново. Но то, что в скандале оказалась замешана Генпрокуратура, обескураживает. Ведомство, одним из приоритетов которого является борьба с коррупцией, даже не удосужилось прокомментировать происходящее. За него это сделала советник полпреда президента в Южном федеральном округе Наталья Вишнякова, которая в 2002-2006 годах была официальным представителем Генпрокуратуры РФ.
Вишнякова указывает, что в 2002-2003 годах правительство приняло решение о компьютеризации правоохранительных органов, включая Генпрокуратуру. Поставка оборудования шла по линии так называемых связанных кредитов, а Генпрокуратура "напрямую этими средствами распоряжаться не могла". Кроме того, конкурс по определению компании-поставщика проводился "специальным органом, имеющим право на внешнеэкономическую деятельность". Вишнякова не конкретизировала, какой именно орган это был, но утверждает, что Hewlett-Packard выбрали, поскольку компания предлагала комплексное решение проекта, тогда как другие поставщики "предлагали поставить исключительно 'железо'".
Не исключено, что контракт Hewlett-Packard и Генпрокуратуры - далеко не единственная сомнительная сделка, которую провела в России американская компания. Газета "Коммерсант" отмечает, что Hewlett-Packard "повышала эффективность деятельности" не только Генпрокуратуры, но и, например, Счетной палаты, Конституционного, Верховного и арбитражного судов, практически всех министерств и ведомств и даже администрации президента России. Если и эти контракты будут признаны сомнительными, то скандал выйдет на еще более высокий уровень. По крайней мере, в России.
Между тем, нельзя не признать, что Hewlett-Packard далеко не первая иностранная компания, оскандалившаяся в России. Ранее в 2010 году немецкий автоконцерн Daimler обвиняли в том, что он для получения заказов давал взятки и подарки чиновникам в России. Самым же громким, пожалуй, является скандал с поставками медицинского оборудования в Россию компанией Siemens, которые также сопровождались "откатами".
Одной из последних в длинном списке "павших" оказалась шведская IKEA, которая известна своим неприятием по отношению к любым проявлениям коррупции. Менеджмент одного из российских подразделений концерна закрыл глаза на факт дачи взятки подрядчиком IKEA. Основатель IKEA Ингвар Кампрад заявил, что рыдал, как ребенок, узнав о случившемся. К чести шведской компании, можно отметить, что свою репутацию она восстанавливала без оглядки на должности сотрудников, закрывших глаза на коррупционеров. Все они были немедленно уволены. Те же, кто брал взятки, по всей видимости, по-прежнему на своих местах.
Про то, что творится в российских компаниях, лучше вообще скромно промолчать.