Вечером 16 апреля в Гостином дворе состоялась церемония вручения Национальной театральной премии "Золотая маска". Почти во всех номинациях - как драматических, так и музыкальных - победили московские театры, причем Большой театр довольствовался лишь одной "маской". Мариинка увезла в Санкт-Петербург три награды, две из которых достались "Коньку-Горбунку" Алексея Ратманского.
Еще в списке номинантов, появившемся в декабре 2009 года, московские постановки преобладали над извечными соперниками из Петербурга. Флагман питерской сцены - спектакль "Месяц в деревне" БДТ им. Товстоногова из шести номинаций не получил ни одной, в результате чего все награды в драме достались московским театрам.
Лучшим спектаклем большой формы были признаны "Рассказы Шукшина" Алвиса Херманиса, поставленные в Театре Наций. Спектакль, осмысленная простота которого покорила и критиков, и жюри фестиваля, был представлен в семи номинациях и выиграл в трех. Сыгравшему у Херманиса Евгению Миронову достался приз за лучшую мужскую роль - в его карьере это уже вторая "маска". Третий приз для спектакля завоевала Виктория Севрюкова, признанная лучшим художником по костюмам.
Лучшей актрисой была названа Полина Кутепова за роль Молли Блум в спектакле "Улисс" "Мастерской Петра Фоменко". Для нее эта награда стала первой, хотя два года назад ее работу в спектакле "Самое важное" уже отмечали специальным призом "Золотой маски". Приз за лучшую режиссуру достался Юрию Погребничко - это как раз тот случай, когда можно сказать, что награда наконец нашла своего героя.
В малой форме триумфатором стал спектакль "Река Потудань" Сергея Женовача. Постановка "Студии театрального искусства" не только была признана лучшей, но и получила приз за лучшую работу художника по свету (Дамир Исмагилов).
Ученики Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума с мистической постановкой "Эпос о Лиликане" (театр "Тень") стали обладателями "Золотой маски" за лучший кукольный спектакль. Примечательно, что призы за лучшую кукольную режиссуру и лучшую работу художника в этой категории отправились в регионы - Улан-Удэ и Пензу соответственно (и стали едва ли не единственными, доставшимися региональным театрам, если не считать Перми).
Также драматическое жюри присудило награду экспериментальному "Opus no.7" Дмитрия Крымова, а специальным призом был отмечен спектакль "Жизнь удалась" "Театр.doc" и Центра драматургии и режиссуры. Приз критики достался спектаклю "Я думаю о вас" Дидье Руиса.
В этом году оказалось так, что в каждой из музыкальных номинаций был один явный фаворит - жюри продемонстрировало редкое единодушие. Ярче всего эта тенденция проявилась в определении лучшего мюзикла - из пяти номинаций этой категории четыре, в том числе главная - за лучший мюзикл - ушли "Продюсерам" театра "Et Cetera".
Адаптация бродвейской постановки Мела Брукса (которая в свою очередь была адаптацией его же одноименного фильма 1968 года), осуществленная благодаря усилиям Александра Калягина и Дмитрия Смелянского, в России повторила успех оригинала. На Западе этот мюзикл, впервые сыгранный в 2001 году, собрал больше десятка престижных наград "Тони".
"Золотыми масками" были отмечены режиссер "Продюсеров" Дмитрий Белов, а также исполнители мужской (Егор Дружинин) и женской (Наталья Благих) ролей. Разбавил категорию приз за лучшую работу дирижера, присужденный Всеволоду Полонскому за работу над мюзиклом "Шербурские зонтики" санкт-петербургского театра "Карамболь".
Подобный триумф - не отдельного спектакля, но целого театра - случился и в награждении лучшей оперной постановки. Сложнейшая опера Гаэтано Доницетти "Лючия ди Ламмермур", поставленная Адольфом Шапиро в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, была признана лучшей в этой номинации. Сопрано Хибла Герзмава получила "маску" за роль Лючии. Еще один приз для театра завоевал режиссер Александр Титель за постановку "Гамлет (датский) (российская) комедия"; за этот спектакль также был награжден композитор Владимир Кобекин. Как и в случае с мюзиклами, в этой категории Санкт-Петербургу досталась одна награда - ее получил солист Мариинского театра Андрей Попов за роли в операх "Тяжба" и "Гоголиада", которая была удостоена специального приза жюри.
Лучшим балетом жюри признало постановку Большого театра "Русские сезоны". В номинации "Современный танец" первенствовал "Конек-Горбунок" Мариинского театра, получивший главную награду и приз за лучшую женскую роль (Алина Сомова). Лучшим исполнителем мужской роли был назван Владимир Варнава из Музыкального театра Республики Карелия (третий и последний приз для регионов).
Несмотря на то что Большой и Мариинка формально поделили балетные награды, настоящим победителем в этой номинации стал, без преувеличения, лучший российский хореограф Алексей Ратманский. Именно он, сейчас все больше работающий за рубежом, поставил и "Конька-Горбунка", и "Русские сезоны".
Оставив в стороне успех Москвы, отдельно стоит отметить достижения пермских театров. Город, претендующий на звание новой культурной столицы России уже не на словах, но на деле, увез четыре "маски". Постановка "Casting Off" была признана лушим спектаклем современного танца (еще один приз получил художник по свету Алексей Хорошев); Валерий Платонов стал лучшим оперным дирижером ("Один день Ивана Денисовича", Пермский театр оперы и балета); специальный приз театрального жюри получил пермский театр "У моста". И это тоже тенденция, на которую стоит обратить внимание: в прошлом году пермяки также не остались без наград.
Вывод напрашивается парадоксальный: на фоне доминирования Москвы Санкт-Петербург теперь отстаивает позиции не перед столицей, а перед Пермью, которая год от года увеличивает число завоеванных наград "Золотой маски". В этот раз пермяками достались четыре маски, а Петербургу - шесть, кто мог представить себе такое, скажем, три года назад? Московские театры со своей стороны дали не только повод для гордости, но и основу для ожиданий, так что столичному зрителю скучать в следующем сезоне точно не придется. Устоит ли Москва перед напором культурной революции и отыграет ли позиции Петербург, до следующей "Золотой маски" вопрос открытый.