Культура
19:30, 21 апреля 2010

Театральный бинокль HD О трансляциях спектаклей в интернете

Кирилл Головастиков

Пять лет назад, весной 2005 года в Рунете был дан старт некоммерческому сайту "Культу.Ru!", на котором проводятся трансляции театральных постановок. По тем временам проект был абсолютно новаторским - спектакли транслировались в реальном времени, с высоким качеством изображения и, что самое приятное, абсолютно бесплатно. К своему пятилетию портал приготовил подарки и театралам и тем, кто только готовится ими стать.

"Культу.Ru!" начинался с фестиваля. В 2004 году впервые прошел фестиваль "Театральная паутина", в рамках которого за одну октябрьскую неделю семь спектаклей, шедших в Москве и представлявших семь разных видов театрального искусства, показали в интернете в режиме реального времени. Для зрителей из-за рубежа организовали трансляцию с субтитрами. Фестиваль стал новаторским для театрального мира, который ранее практически не был затронут культуртрегерской функцией интернета. Спектакли тогда посмотрели пользователи из 52 стран мира, а на фестиваль откликнулась пресса со всех уголков земного шара.

Спустя год после первого фестиваля устроители описывали его как "совершеннейший прожект", который делался на свой страх и риск, однако смог доказать свою состоятельность. Решив продолжить начатое дело, организаторы пошли по пути расширения пространства, захваченного "Театральной паутиной". Фестиваль 2005 года, транслировал спектакли не только из столицы, но и из Новосибирска; в последующие годы фестиваль продолжил экспансию, в том числе и за границу. Кроме того, непрерывно совершенствовалась техническая сторона дела: была организована многокамерная съемка с участием режиссера, который монтирует видеоряд перед передачей в интернет при всего 20-секундном запаздывании.

Фестиваль, прошедший в 2006 году, стал уже шестым, а проект "Культу.Ru!" родился между первым и вторым. Строго говоря, его идея органично вытекает из формулы "праздник каждый день" - ведь спектакли играют не только в фестивальные октябрьские дни. Проект стартовал с трансляций спектаклей "золотого фонда" отечественной режиссуры второй половины XX века - спектаклей Товстоногова, Ефремова, Эфроса, Захарова, Фоменко, Додина. Сайт вышел за пределы только театра: транслировались цирковой фестиваль, концерты, а также лекции в рамках проекта театрального образования. Всего за пятилетку было организовано более 200 трансляций. Кроме того, был совершен технический прорыв: с 2005 года снимать стали в качестве HD (High Definition), с 2009-го для улучшения картинки перешли на технологию Adobe Flash.

Get the Flash Player to see this video.

К своему юбилею "Культу.Ru!" решил подарить интернет-театралам недавнюю премьеру Театра Петра Фоменко - "Триптих", объединивший "Графа Нулина" "Каменного гостя" и "Сцену из Фауста". Особенными зрителями станут школьники и педагоги из Йошкар-Олы, где в тех же числах должно произойти совместное заседание президиума Госсовета РФ, президиума совета при президенте РФ по культуре и искусству и президиума президентского совета по науке, технологиям и образованию. На нем "Культу.Ru!" готовится представить свою новую инициативу, "Культу.Ru - в школу", суть которой - показ лучших театральных спектаклей в самых удаленных от культурных центров школах страны.

Директор проекта Игорь Овчинников рассказал "Ленте.Ру", что у коллектива "Культу.Ру!" есть четкое представление о том, как развиваться дальше - для этого есть и технологии, и команда, и свежие идеи. Тем не менее, пока развитие интерет-трансляций из театров тормозят денежные вопросы. Так, в 2010 году Министерство культуры РФ перестало оказывать финансовую поддержку "Театральной паутине" - из-за кризиса или каких-то собственных проектов, трудно сказать. Интернет-трансляция спектаклей формально оказывается в ведении и Минкультуры, и Минкомсвязи, и, в некоторых случаях, Минобразования, и, как часто бывает в таких случаях, ни одно из этих ведомств не хочет полностью брать заботу о проекте на себя, говорит Овчинников.

Get the Flash Player to see this video.

По его словам, несмотря на уникальность проекта и использование высоких технологий, интернет-трансляция оказалась не чрезмерно дорогим удовольствием, и поэтому по сей день, несмотря на недостаток финансирования, организуется силами энтузиастов - благо необходимое оборудование, которое позволяет получить картинку, многократно превосходящую телевизионную, уже есть в распоряжении "Культу.Ru". Хотя образовательная и общественная роль интернета сейчас является общепризнанной, никаких аналогичных проектов до сих пор не появилось, говорит Овчинников. Так, Большой театр только сейчас запускает проект по трансляции своих постановок во французские кинотеатры - однако делается это на коммерческой основе и руками зарубежных специалистов. По словам Овчинникова, некоторые московские театры попробовали организовать трансляции спектаклей в интернете самостоятельно, однако занимались этим не профессионалы, и в итоге получилось мягко говоря не очень: неменяющийся общий план, низкокачественная картинка, вид как с самых дальних рядов амфитеатра - такое от театра может только отпугнуть.

Еще одним препятствием на пути развития онлайн-трансляций спектаклей оказалось несовершенное российское законодательство, Это, в частности, касается сферы авторского права, которое в случае театрального спектакля, у которого создателей много, оказывается особенно сложной материей. Из-за отсутствия законодательной базы никак не может решиться судьба уникального архива видеозаписей "Культу.Ru" - а это более сотни спектаклей. Издание архива требует серьезных денежных вливаний в юридическую сторону вопроса - ведь никто не хочет повторения громких скандалов с РАО, но уже в театральных интерьерах.

Get the Flash Player to see this video.

Пока, рассказал Овчинников, "Культу.Ru"планирует сотрудничество со школой-студией МХАТ, которая хочет установить интернет-видеосвязь с коллегами - американской театральной студией. Пока главными союзниками проекта оказываются театры - по словам Овчинникова, за пять лет от них почти ни разу не было отказов. Наоборот, коллективы всегда соглашаются на трансляции, не опасаясь, что зритель посмотрит спектакль по интернету и не пойдет покупать билет. Во-первых, это не так: увидев спектакль в HD, снятый с нескольких камер, зритель скорее заинтересуется спектаклем, а вот увидев непрофессионально сделанную запись - вряд ли. Во-вторых, какой творческий человек не мечтает быть услышанным? Тем более в случае с театром, спасителями которого могут стать как раз интернет и видеозапись.

< Назад в рубрику