Экономика
13:26, 27 апреля 2010

Неприкасаемые "Варяги" угрожают репутации российских компаний

Антон Ключкин

Российские компании в Европе часто считают нежелательными партнерами, вменяя им в предполагаемую вину участие в коррупционных схемах, а то и попросту в связях с мафией. Эхо 1990-х годов дает о себе знать и десятилетие спустя - ремонт сложившегося имиджа идет трудно, хотя не первый год существуют фирмы, которые тратят немалые средства, чтобы изменить ситуацию. Меньше всего в России ожидали, что наломать дров могут иностранные менеджеры, работающие в отечественных фирмах. Однако прошлая неделя доказала, что именно репутация "варягов" легко может стать риском для всей компании.

Идейный лидер

В 2009 году президент Сбербанка Герман Греф на собрании акционеров компании назвал Раджата Кумара Гупту, независимого директора Сбербанка, "идейным лидером международного класса". Наличие в совете директоров банка такого эксперта явно импонировало топ-менеджеру. Бывший управляющий директор консалтинговой компании McKinsey, независимый директор таких глобальных монстров, как Procter & Gamble и Goldman Sachs, - все это о выпускнике Гарварда Гупте.

В совет директоров Сбербанка Гупта вошел в 2008 году, став на этом посту первым иностранцем. За первый год работы в совете он получил около 17 миллионов рублей (более 440 тысяч евро), хотя остальным директорам причиталось лишь по миллиону. В Procter & Gamble за работу в 2008 году ему заплатили 232 тысячи долларов, а в Goldman Sachs - еще 303 тысячи долларов. Консалтинговая компания RiskMetrics, делавшая расчеты для миноритариев Сбербанка, не рекомендовала акционерам голосовать за кандидатуру Гупты при переизбрании на следующий год - слишком уж "дорогим" оказался этот менеджер.

Однако "идейный лидер" должен получать соответствующие деньги, убеждал летом 2009 года акционеров Греф. Они вняли его уговорам, и Гупта остался заседать в совете Сбербанка.

В апреле 2010 года стало известно, что власти США проверяют Гупту на причастность к инсайдерской торговле в связи с делом нью-йоркского фонда Galleon Group и его основателя миллиардера Раджа Раджаратнама. По данным The Wall Street Journal, в 2008 году Гупта мог делиться инсайдерской информацией с Раджаратнамом, арестованным в октябре 2009 года. Сейчас американские прокуроры проверяют сделки Galleon с акциями банка Goldman Sachs, членом совета директоров которого являлся Гупта.

Как стало известно позднее, Гупту заподозрили в том, что он передал Раджаратнаму информацию о предстоящей покупке Уорреном Баффетом акций Goldman Sachs. Адвокаты Гупты, однако, утверждают, что он не совершал незаконных действий, да и никаких официальных обвинений в его адрес выдвинуто не было.

По данным The Wall Street Journal, в марте Гупте стало известно, что власти США изучают записи его телефонных разговоров с Раджаратнамом. Тогда он сообщил совету директоров Goldman Sachs о нежелании выдвигать свою кандидатуру на новый срок.

И дело уже не в том, действительно ли Гупта причастен к махинациям основателя Galleon и "сливал" ли он Раджаратнаму информацию. Само присутствие в совете директоров Goldman Sachs человека, который попал под подобное расследование, вредит и без того покореженной репутации инвестбанка. Ведь даже если Гупту полностью оправдают, осадочек останется.

В совете Сбербанка Гупта по-прежнему заседает. "Пока позиции по нему нет", - обмолвился Греф об "идейном лидере", который в США, похоже, уже перекочевал в касту парий.

Дистанцироваться от наемного менеджера, вляпавшегося в неприятную историю, или благородно ждать вердикта из США, выплачивая немалые суммы наемному сотруднику, - вот выбор, который стоит перед Грефом. Его желание сохранить Гупту в совете можно понять, но вряд ли это решение пойдет на пользу Сбербанку.

В начале июня Сбербанк проведет очередное собрание акционеров, на котором кандидатура Гупты, не исключено, снова будет обсуждаться. И, опять же, не исключено, что место свое в совете директоров Сбербанка он сохранит. Как и кресло в международном попечительском совете российской бизнес-школы "Сколково", где он заседает вместе с Германом Грефом и президентом России Дмитрием Медведевым.

Не Гуптой единым

Случай с Гуптой, пожалуй, один из самых громких скандалов подобного рода за последнее время. Но сказать, что неоднозначная ситуация, в которой оказался Сбербанк, уникальна, все же нельзя. Только на прошлой неделе стало известно о том, как сразу две российских компании пали жертвами репутации своих же сотрудников.

Один из независимых директоров компании "Полиметалл", крупнейшего в России производителя серебра, Джон О'Рейли, как выяснила газета "Коммерсант", был осужден в Австралии по делу об инсайдерской торговле акциями.

О'Рейли два года назад занимал пост директора австралийской золотодобывающей компании Lion Selection Group, которой принадлежал 25-процентный пакет акций золотомедной Indophil Resources. В середине 2008 года Lion Selection решила продать указанный пакет акций корпорации Xstrata. Зная об этой сделке, О'Рейли купил 50 тысяч акций Indophil Resources, заработав на этом около 30 тысяч долларов. В середине апреля текущего года суд в Австралии признал вину О'Рейли в инсайде, назначив ему условный срок тюремного заключения в 10 месяцев и штраф в 30 тысяч долларов.

По данным источников "Коммерсанта", акционеры "Полиметалла" такому исходу дела не обрадовались. Владельцы российской компании ожидают, что О'Рейли, с января 2007 года являющийся независимым директором "Полиметалла", сам откажется от своих полномочий.

Люди с подмоченной репутацией заседают не только в советах директоров российских компаний, но и часто устраиваются на работу даже в госкорпорации. Так, "Роснано" умудрилась взять на работу швейцарского юриста, обвиняемого в США в отмывании денег. Да еще и сделала это по рекомендации крупнейшей аудиторской компании PricewaterhouseCoopers.

По швейцарскому законодательству, директором компании, зарегистрированной на территории Швейцарии, должен быть гражданин этой страны. "Роснано" же зарегистрировала в этой стране фонд Rusnano Capital с целевым объемом в миллиард долларов.

Компания PricewaterhouseCoopers, которая была привлечена для организации структуры фонда, порекомендовала нанять в Rusnano Capital юриста Ханса Бодмера. Швейцарец был назначен членом правления фонда. Кроме того, ему было предоставлено право единоличной подписи.

Назначение Бодмера в правление Rusnano Capital, по данным "РБК daily", уже помешало американской компании C Change Investment, выбранной в качестве управляющего, "завести деньги инвесторов в фонд 'Роснано'" - она не захотела вкладывать средства в фонд, которым управляет Бодмер.

В 2003 году швейцарец был заключен в тюрьму Южной Кореи по подозрению в даче многомиллионных взяток должностным лицам Азербайджана в ходе приватизации нефтяной отрасли республики, после чего был экстрадирован в США, где на время расследования его освободили под залог. Бодмера также подозревали в отмывании денег через счета различных коммерческих банков, которые передавались в виде взяток чиновникам из Азербайджана. По обвинению во взятках в Азербайджане Бодмер был оправдан, поскольку не является резидентом США, а вот по обвинению в отмывании средств он признал себя виновным.

Приговор окружного суда Южного района Нью-Йорка по делу Бодмера ожидается в августе 2010 года, однако в "Роснано" решили не дожидаться его. Как только госкорпорация получила информацию о существовании обвинений со стороны США в адрес Бодмера, она инициировала процедуру отстранения швейцарца от должности в Rusnano Capital.

Теперь "Роснано" рассматривает возможность предъявления претензий к PricewaterhouseCoopers, присоветовавшей Бодмера. Во сколько "Роснано" оценит ущерб своей репутации, неизвестно.

< Назад в рубрику