Интернет и СМИ
14:09, 27 апреля 2010

На социальных рифах Конференция РИФ+КИБ 2010 закончилась

Александр Амзин (журналист, независимый медиаконсультант)

23 апреля в подмосковных "Лесных далях" закончилась трехдневная конференция "РИФ+КИБ 2010". Ее посетили несколько тысяч человек, но все, казалось, говорили об одном и том же - социальных медиа, их перспективах и заработке на них.

Несколько лет назад на всех отраслевых конференциях очень серьезно обсуждали, как превратить в деньги бешеный трафик социальных сетей. Примерно так же в настоящее время рассуждают о неопределенной бизнес-модели Twitter.

Что касается социальных сетей, то в России история повторяется. Недавно на рынке появился Facebook, чья российская аудитория достигает миллиона человек. Это в несколько десятков раз меньше, чем у конкурентов, но участники конференции, а значит, и рынка уже задаются двумя вопросами. Первый - вытеснит ли Facebook "Одноклассников" и "ВКонтакте". Второй - как заработать на российском сегменте крупнейшей соцсети в мире.

"Заработать" здесь не обязательно подразумевает деньги. Миллион пользователей соцсети ощутимых барышей может и не принести. Поэтому на секциях визионеры (так называют людей, представляющих собой гибрид провидца, стратега и аналитика рынка в одном лице) в основном говорили о нематериальных благах от Facebook.

Эта социальная сеть, утверждали они, повышает лояльность вашей аудитории, даже если размер группы в Facebook несравним с числом ваших пользователей. Они также повторяли, что российский Facebook обладает чуть ли не лучшим из подобных ресурсов качеством пользовательской массы.

Представители компаний, уже зарабатывающие с помощью социальных приложений сотни тысяч долларов на нетребовательной аудитории "ВКонтакте" воспринимали эти излияния скептически. В компаниях, уже опробовавших раскрутку в Facebook, признавали, что пока только тратили деньги и ничего не получали взамен.

Надо признать, что продавать за эти годы аудиторию научились. Российский Facebook по составу и сравнительной численности сейчас не сильно больше досуповского LiveJournal. Только тогда блогеры не догадывались, что можно выгодно продаться маркетинговому отделу рекламодателя. Нынешние пользователи Facebook, напротив, первым делом занялись раскруткой, но мало преуспели.

Судя по тому, что Facebook в России очень быстро растет, соотношение сил на рынке социальных сетей в ближайшие два-три года может серьезно измениться. Другое дело, что все это время "раскрутчики" страниц в Facebook будут напоминать персонажа мультсериала South Park Кипа Дрорди, у которого не было ни одного друга на Facebook.Это уже после мультика он обзавелся тысячами поклонников.

Сменим тему. О блогах на "РИФ+КИБ 2010" говорили ничуть не меньше, чем о социальных сетях. Если кратко, то блоги можно использовать для обеления клиента, очернения конкурента, рекламы товаров и услуг, ответов на вопросы пользователей не от лица компании, публикации переписанных пресс-релизов, организации маркетинговых акций и партизанского продвижения, бомбежки спамовыми комментариями по дневникам целевой аудитории и прочих вещей, которыми славится блогосфера.

В целом, в отрасли уже никто не считает, что блоги можно использовать по прямому назначению - оставляя посты с интересными ссылками и не монетизируя внимание френдов к собственной персоне.

Поэтому нет ничего удивительного, что визионеры уже как минимум пару лет пытаются навязать блогам несвойственную им первоначально роль СМИ.

В том, что блогеры могут информировать общество более качественно и оперативно, чем журналисты, уверена российская правозащитница Марина Литвинович (в ЖЖ - abstract2001). Более того, она считает, что традиционные СМИ рано или поздно вымрут.

Модель Литвинович делает ненужной методику журналистской работы вместе со ссылками на источники, проверкой сведений и точными цитатами. Новые СМИ, блоги, будут журналистикой очевидцев, а не факта.

После майских праздников Литвинович намерена подтолкнуть падающие СМИ и создать агрегатор блогов Besttoday.ru. Ресурс, который финансирует сама Марина, призван отслеживать главные новости дня в блогосфере и собирать блогоматериалы на заданную тему.

Целевой аудиторией Besttoday.ru Марина Литвинович называет "белых воротничков". Она считает не вполне корректным сравнение ее детища с почившим в прошлом году топом Яндекса. Тем не менее, у Besttoday.ru есть все шансы стать той самой медиаплощадкой, в которую пытался превратиться яндексовский топ, только без проплаченных постов.

Остается надеяться, что Facebook не напорется на социальные рифы, а СМИ доживут хотя бы до следующей конференции. Иначе некому будет написать так много букв и разослать их друзьям по соцсети.

< Назад в рубрику