Газовые соглашения между Россией и Украиной показали, насколько для Москвы важна экспансия на мировые рынки атомной энергетики. Во всяком случае, правительство России готово предоставить Украине многочисленные льготы за то, чтобы получить атомные контракты в этой стране. Аналогичные предложения Россия делает и в других странах, но соглашаются на них не все.
Атомная энергетика – одна из немногих областей современной экономики, в которой позиции России выглядят более чем конкурентоспособными. По объему производства атомной энергии РФ входит в пятерку крупнейших стран, а отечественные атомщики возводят реакторы едва ли не во всем мире. На топливе российской компании ТВЭЛ работает каждый шестой реактор на планете.
В ближайшем будущем это число может увеличиться: многие страны мира в середине 2000-х осознали, что атомная энергетика – едва ли не единственный способ уберечься от постоянного повышения цен на нефть и газ, которые, к тому же, лет через 20-30 могут и вовсе закончиться. Есть, конечно, еще и альтернативная энергетика, но она пока не может тягаться ни с углеводородами, ни с атомной промышленностью. На сайте "Атомстройэкспорта", российской компании, занимающейся возведением АЭС, отношение к отрасли во всем мире даже называют "ренессансом атомной энергетики". Ровно теми же словами, кстати, ситуацию описывают и топ-менеджеры Westinghouse, американского конкурента "Атомстройэкспорта".
Из-за этого "ренессанса" Россия стремится строить АЭС не только внутри страны, но и за рубежом: "подсадить" страны на "атомную иглу" необходимо, чтобы не допустить на местные рынки конкурентов: прежде всего, компании из США и Германии. "Атомстройэкспорт" за последние годы выиграл контракты в Индии, Китае, Иране и Болгарии, но это, по всей видимости, еще не предел. Одним из главных рынков для России в 2010 году стала Украина.
Сразу же после того, как премьер-министр России Владимир Путин и президент Дмитрий Медведев объявили, что готовы обсуждать скидки на газ для Украины, деловые СМИ написали, что одной из уступок Киева Москве может стать контракт на строительство третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС. Речь при этом идет не только о контракте, но и о выделении средств на строительство АЭС: Россия может выдать кредит на возведение АЭС на общую сумму в пять-шесть миллиардов долларов.
Казалось бы, что в плюсе от таких условий должна оказаться исключительно Украина, но для России, по всей видимости, проект также важен. Во-первых, за счет контракта можно и обеспечить работой атомщиков, и получить дальнейшие контракты на обслуживание Хмельницкой АЭС. Кроме того, Москва претендует на то, чтобы стать одним из акционеров проекта.
Сейчас на Хмельницкой АЭС работают только два энергоблока (один был введен в эксплуатацию в 1987 году, второй – в 2005-м). Суммарно они производят около 9 процентов всей вырабатываемой украинскими АЭС электроэнергии. В случае строительства еще двух энергоблоков эта цифра может увеличиться по крайней мере в два раза.
Но только одной Хмельницкой АЭС координация между Россией и Украиной в атомной сфере не ограничится. 26 апреля Владимир Путин на встрече с президентом Украины Виктором Януковичем предложил объединить активы двух стран в атомной энергетике. Подробности этой идеи пока неизвестны, но, по словам самого Путина, "речь идет о крупномасштабной кооперации наших ядерных отраслей". Если верить "Ведомостям", то российский премьер-министр согласился действовать постепенно, если Украине его инициатива покажется слишком "революционной".
Виктор Янукович обещал подумать, но можно предположить, что предложения Путина окажутся ему по душе. Дело в том, что Украина под руководством нового президента, видимо, будет активно развивать атомную энергетику. Во всяком случае, Янукович уже заявил, что намерен построить завод по производству ядерного топлива. Без российской поддержки сделать это будет сложно.
Помощь своих специалистов при возведении местной АЭС Москва предложила и Болгарии. "Атомстройэкспорт" выиграл конкурс на возобновление строительства многострадальной АЭС в Белене еще в 2006 году. В 2008 году было подписано соглашение о сооружении электростанции, причем болгарские чиновники называли проект одним из самых масштабных в истории страны. По их словам, в Белене должны были построить самый безопасный ядерный реактор в мире.
В Болгарии планировали, что стратегическим партнером проекта станет немецкая RWE, а "Атомстройэкспорт" будет заниматься только строительством. Однако немцы в последний момент (в конце октября 2009 года) вышли из проекта.
В итоге в России объявили, что готовы либо купить часть проекта, либо выдать кредит Болгарии – его объем оценивался в два миллиарда евро.
Однако болгары в "аукционе щедрости" участвовать не захотели. Как заявила 26 апреля заместитель министра экономики, энергетики и туризма страны Майя Христова, местное правительство останется единственным акционером АЭС, а российский кредит Болгарии не нужен. Как будут развиваться события дальше, неизвестно – не исключено, что АЭС, строящаяся с 1981 года, снова станет долгостроем. "Атомстройэкспорту" к задержкам не привыкать: АЭС в "Бушере", например, компания строит с 1995 года. В последний раз Владимир Путин обещал запустить станцию летом 2010 года.
В Белоруссии ситуация сложилась аналогичная болгарской – с той только разницей, что Минск, в отличие от Софии, сам попросил у Москвы кредит на АЭС. В середине 2009 года министр финансов России Алексей Кудрин сообщал, что Белоруссия обратилась с просьбой о выделении ей девяти миллиардов долларов на АЭС. В условиях кризиса у Москвы таких денег не нашлось.
Однако от планов по возведению АЭС в Белоруссии пока не отказались. Правда, дело здесь тоже пахнет долгостроем: Росатом планировал заняться АЭС еще в 2009 году, но пока строительство так и не началось. По плану, АЭС, которая будет располагаться почти на границе с Литвой, должна быть запущена в 2016 году, а в 2018 году на ней достроят второй энергоблок.
Учитывая все проекты Росатома и "Атомстройэкспорта", российские атомщики в ближайшие десятилетия без работы не останутся. Что будет дальше, сказать сложно, ведь конкуренты не дремлют. Один только Китай к 2020 году хочет заказать у американской Westinghouse 100 атомных реакторов. Если темпы Китая поддержат и другие страны, то Россия с ее долгостроями может вскоре оказаться не у дел.