Российский фонд Digital Sky Technologies 28 апреля положил конец многомесячной дискуссии о том, кто станет новым владельцем ICQ. Владельцы DST пообещали корпорации AOL за популярный в России сервис мгновенных сообщений 187,5 миллиона долларов. Самой AOL в свое время ICQ обошлась гораздо дороже.
Израильская компания Mirabilis, создавшая ICQ, была куплена американцами в 1998 году за 287 миллионов долларов. Затем AOL потратила еще 125 миллионов на развитие ICQ. Таким образом, AOL избавилась от актива за полцены.
О том, что AOL собирается продать ICQ, стало известно еще в ноябре 2009 года, когда корпорация, готовящаяся к отделению от Time Warner, наняла для этой цели инвестбанки Morgan Stanley и Allen & Company. В рамках готовящейся реструктуризации ICQ становилась непрофильным активом.
Кроме того, ICQ проиграла битву мессенджеров, крепко закрепившись только на рынках России, Германии, Чехии и Израиля. Ее доля в США измеряется единицами процентов. На успешность бизнес-модели в других странах негативно влияет то, что подавляющее большинство из оставшихся пользователей перешло на альтернативные клиенты - Miranda, QIP, "Mail.ru Агент", Pidgin и Adium.
Корпорации AOL очень нужны деньги. В первом квартале 2010 года ее чистая прибыль упала с 82,7 до 34,7 миллиона долларов. Выручка сократилась на 23 процента. В AOL уже заявили, что не ждут роста выручки от медийной рекламы в США по меньшей мере до первого квартала следующего года. Поговаривают, что вскоре AOL может пустить с молотка социальную сеть Bebo, приобретенную в 2008 году почти за миллиард долларов.
За ICQ боролись несколько компаний. По информации СМИ, в AOL рассматривали заявки от DST, "ПрофМедии" и китайской Tencent. Еще несколько компаний присматривались к ICQ, но в конечном итоге в шорт-лист покупателей не вошли.
Аналитики считали, что DST может заплатить за сервис около 250 миллионов долларов, а "ПрофМедиа" - 120 миллионов. Tenсent, которой уже принадлежит крупнейшая в мире сеть мгновенных сообщений QQ (впрочем, малоизвестная за пределами Китая), была способна на все и считалась "темной лошадкой".
В конечном итоге Tencent решила подержаться за российский рынок (основной для ICQ) другим способом. Компания купит 10,26 процента DST за 300 миллионов долларов. Считалось, что эти деньги пойдут на покупку ICQ, но, как теперь стало ясно, для финансирования сделки с AOL достаточно будет немногим больше половины этой суммы.
Сотрудничество Tencent и DST - довольно серьезная вещь. По условиям соглашения, покупка доли DST обеспечивает крупнейшему в России интернет-холдингу доступ на китайский рынок в целом и к инфраструктуре Tencent в частности. Не стоит удивляться, если DST в ближайшее время купит пару компаний в Китае - это закономерно.
Для Рунета гораздо важнее, конечно, другое. DST - крупный акционер портала Mail.ru, которому принадлежит один из самых успешных альтернативных мессенджеров, Mail.ru Агент. Юрий Мильнер, один из совладельцев DST, уже заявил "Ведомостям", что "видит синергию" проекта с другими компаниями фонда. Речь почти наверняка идет о Mail.ru.
Что будет с другими ICQ-совместимыми мессенджерами, неизвестно. AOL в свое время пыталась с ними бороться, меняя протокол, из-за чего пользователи-"альтернативщики" как минимум на несколько часов лишались связи.
Находящаяся в США AOL не могла вплотную заняться российским рынком. У DST такая возможность есть. Новые хозяева "аськи" могут, например, потребовать лицензирования новых программ-клиентов и тем самым не только сохранить рынок, но и заработать на текущем положении вещей.
Другой, интенсивный способ развития, заключается в том, чтобы с нуля переписать официальный клиент ICQ, который многие пользователи считают тяжелым, неповоротливым, а также перегруженным рекламой и ненужными сервисами.
Что бы ни выбрала DST, надо признать две вещи.
Во-первых, ICQ к настоящему моменту серьезно устарела и вряд ли сможет рассчитывать на успех в качестве отдельного сервиса. Существующие популярные мессенджеры прикреплены к крупным ресурсам - Google, Microsoft, Yahoo! - и над этим всем находится открытый Jabber, который позволяет беседовать пользователям различных сетей и IM-клиентов.
Во-вторых, Мильнер с партнерами что-то задумал, и это "что-то" связано с официальным бизнесом ICQ. Иначе можно было обойтись покупкой любого другого развитого клиента за гораздо меньшие деньги.