Европейский союз и Международный валютный фонд все-таки смогли договориться о предоставлении Греции масштабной финансовой помощи. Причем размер этой поддержки оказался значительно больше ожидаемого. Если ранее говорили о 30-50-70 миллиардах евро, то теперь речь идет уже о 110 миллиардах. Однако заявление о выделении средств не смогло успокоить ни финансовые рынки, ни разгоряченную афинскую толпу. Кроме того, в парламенте главного донора Греции - Германии - усилились политические трения, связанные с нежеланием оппозиции оказывать грекам помощь.
Принцип формирования пакета помощи таков: 80 миллиардов выделят страны ЕС, еще 30 миллиардами поможет МВФ. Средства будут предоставлены грекам в течение трех лет по ставке ниже рыночной. Взамен Афины обязуются существенно сократить бюджетный дефицит - на 30 миллиардов евро за те же три года, с 2010-го по 2012-й. К 2014 году Греция обязуется и вовсе сократить дефицит до предписанного так называемым Пактом о стабильности размера в 3 процента от ВВП.
Стоит отметить, что 80 миллиардов евро для нынешнего Евросоюза - сумма совсем не маленькая. Большинство стран еврозоны вынуждены предпринимать усилия по восстановлению своих собственных экономик после кризиса. На программы стимулирования потрачены сотни миллиардов евро, и большинство европейских стран сами залезли в долги.
Принцип европейской солидарности предполагает, что помогать грекам будут не только самые богатые, но и все остальные участники еврозоны. Среди доноров оказалась и маленькая Словения, чья доля в "общаке" составит 384 миллиона евро. Своих денег у словенцев нет, поэтому их министр финансов Франц Крижанич заявил прямо: чтобы помочь грекам, займем сами. Но переуступим Афинам под более высокий процент.
Судя по всему, подобного рода трудности стоят и перед другими странами еврозоны. Дефициты бюджета почти везде превышают показатели, зафиксированные в Пакте о стабильности. Возможно, поэтому идея о беспрецедентной по своим масштабам кредитной поддержке Греции (более 100 миллиардов евро на международном уровне за раз не выделял пока никто и никому) не вызывает энтузиазма у инвесторов.
В первую очередь, речь идет о Южной Европе (Испании, Португалии, Италии), а также о неожиданно оказавшейся рядом с ней Ирландии. Общая проблема этих государств - чрезвычайно высокий уровень внешнего долга (корпоративного и государственного), превосходящего 100 процентов ВВП, а в случае Ирландии превышающего объем экономики и вовсе в несколько раз. Существуют опасения, что волна паники, случись в Греции настоящий дефолт, может ударить по этим государствам, обрушив их экономику, и тогда они тоже не смогут расплатиться по своим обязательствам. Италия, Португалия и Ирландия к тому же обременены значительными объемами госдолга - как внешнего, так и внутреннего.
Параллельно с котировками рынка акций падает и цена на нефть, приблизившаяся к 80 долларам за баррель, тогда как еще недавно она стоила более 85. Это является уже показателем того, что игроки опасаются нового витка всемирного кризиса, к которому могут привести нынешние греческие события.
В то же время процентные ставки по облигациям большинства европейских стран стремительно растут. По большому счету, "тихой гаванью" осталась только Германия, которая по-прежнему может брать в долг на несколько лет по ставке ниже 3 процентов годовых. Испания, к примеру, на своем последнем аукционе 5 мая разместила национальные пятилетние обязательства под 3,532 процента годовых, что на 0,7 процентного пункта выше, чем всего девять недель назад.
Нет оснований полагать, что задолженность европейских стран в ближайшем будущем будет котироваться рынком более высоко, скорее уж, наоборот. В этой связи вышеупомянутому Крижаничу не следовало быть столь уверенным в том, что его страна сумеет заработать на помощи грекам.
Но и в благополучной Германии предложение о поддержке Греции было воспринято в штыки и немедленно стало предметом политического торга. Ангела Меркель 5 мая, за два дня перед голосованием относительно выделения средств Афинам, выступила перед депутатами бундестага, объясняя, насколько важно именно сейчас помочь оказавшемуся в беде товарищу по ЕС. Но в крупнейшей оппозиционной фракции - СДПГ - заявили, что за законопроект Меркель голосовать не будут. Точно "против" выступит и фракция "Левые", которым не указ даже международная солидарность трудящихся.
Правящий блок ХДС/ХСС и СвДП, тем не менее, закон о выделении средств намерен продавить за счет своего большинства в бундестаге. Однако единого мнения по этому поводу нет и у депутатов от правящих партий - и в их среде нашлись недовольные увеличением государственных расходов на сомнительные, с точки зрения немецкого избирателя, цели.
В самой Греции на события реагируют не столько в парламентских залах, сколько на улицах и площадях. 5 мая Афины захлестнули масштабные акции протеста, совпавшие с общенациональной забастовкой, из-за которой закрылась даже часть аэропортов. Трудящиеся и молодежь недовольны намерением правительства Георгиоса Папандреу снизить бюджетные расходы, поскольку они считают, что государство обрекает свой народ на бедность.
Между тем, возможности Греции вернуть взятые долги вызывает большие сомнения - как и то, что программы по сокращению расходов принесут реальную пользу. Афины обещают при помощи снижения трат сохранить общий объем государственного долга на уровне 140 процентов от ВВП (сейчас - около 125 процентов). Если посмотреть на цифры повнимательнее, то можно прийти к выводу, что это совершенно невозможно.
Судите сами: если резкие сокращения, обещанные Папандреу, будут обеспечены, то экономический кризис в Греции резко углубится. В 2009 году спад ВВП составил 2 процента, в текущем - ожидается на уровне 4 процентов, а в 2011-м экономика сократится еще на 2,6 процента. Между тем, объем долга, как минимум, не уменьшится (а реально вырастет, с учетом средней ставки заимствований для Греции в 5 процентов годовых). Чтобы держать соотношение обязательств и ВВП в рамках разумного, Греция должна будет иметь не дефицит, а профицит бюджета, причем желательно - на уровне более 5 процентов от ВВП. При каком варианте развития событий такое может произойти, представить себе крайне трудно.
Следовательно, греческий долг будет, несмотря на все усилия правительства, стремительно расти как в абсолютном, так и относительном объеме. Таким образом, помощь Греции со стороны Евросоюза и МВФ выглядит как желание отложить неизбежное (то есть, суверенный дефолт) на более поздний срок. Складывается ощущение, что сейчас власти ЕС просто не готовы к хирургическим мерам в виде сокращения еврозоны и пытаются выиграть время для того, чтоб хотя бы обдумать необходимые шаги.